Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку-2» ставят еще одну подножку

«Северному потоку-2» ставят еще одну подножку

Давление на Европу со стороны Вашингтона приносит свои плоды

Европейская комиссия планирует частично распространить требования Третьего энергопакета на подводный участок газопровода «Северный поток-2». О том, что ЕК подготовила соответствующий мандат для министров энергетики стран Евросоюза, сообщают «Ведомости» со ссылкой на собственные источники.

Позиция «Газпрома» с самого начала состояла в том, что на «Северный поток-2» положения Третьего энергопакета распространяться не могут, просто потому, что он не проходит по территории Европейского союза. Достаточно получить разрешение на строительство трубы от национальных правительств Германии, Дании, Финляндии и Швеции, через воды которых она проходит. На территории же ФРГ газопровод соединяется с уже немецкой трубой.

В июне зампредседатель правления «Газпрома» Александр Медведев сообщил, что нечего даже обсуждать, так как имеется юридическое заключение о том, что нормы энергопакета не могут применяться к морской части газопровода. Об этом говорил и постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.

«Участники этого консорциума твердо убеждены и готовы доказать это в любом суде, что Третий энергопакет к „Северному потоку-2“ неприменим априори. Речь идет о газопроводе, который начинается за пределами ЕС и оканчивается в некоей точке „икс“ на территории ЕС», — заявил дипломат еще в конце 2015 года.

Тем не менее, у Еврокомиссии на этот счет другое мнение. Последние километры трубы должны проходить уже по суше, и потому соответствовать европейскому законодательству. Как сообщил источник, знакомый с документом, «частичное» распространение на «Северный поток-2» норм Третьего энергопакета заключается в том, чтобы доступ к трубе был у третьих сторон, а не только у «Газпрома». В этом качестве, по мнению авторов мандата, могут выступить и другие российские газовые компании. Непонятно, правда, какие, учитывая монопольное положение «Газпрома» на рынке.

«Это может быть прямой доступ к трубопроводу независимых поставщиков. Или их возможность продавать газ европейским потребителям на территории России. Кто обеспечит транспортировку, значения не имеет», — цитируют «Ведомости» представителя минэнерго одной из европейских стран. Он добавил, что за это предложение высказались Португалия и страны Восточной Европы, но у Германии и Франции были возражения. Обсуждение документа продолжится в сентябре.

Если Брюссель одобрит предложенные поправки, «Газпром», как считают специалисты, сможет обойти новые ограничения. Например, продавая свой газ европейским компаниям еще на территории Российской Федерации. Таким образом, по трубе будет идти сырье уже не «Газпрома», а тех самых «третьих сторон», которые требуются по энергопакету. Тем не менее, потенциально все это может создать дополнительные трудности и даже привести к снижению цены на газ, так как у европейцев появится дополнительный аргумент в переговорах.

Эксперты не исключают, что изменение позиции Европейского союза по «Северному потоку-2» может быть связано с давлением со стороны Вашингтона. Еще 14 июня Сенат США одобрил законопроект, ужесточающий санкции против России. Помимо сокращения кредитования российских банков и энергетических предприятий, он содержит отдельные пункты, направленные против «Северного потока-2».

В документе прямо сказано, что США продолжат выступать против этого проекта, так как он «угрожает энергетической безопасности ЕС, развитию газового рынка Центральной и Восточной Европы», а также «энергетическим реформам на Украине». В частности, документ запрещает западным компаниям вкладывать в российские энергетические проекты более одного миллиона долларов единоразово и более пяти миллионов в течение года.

Пока что документ был принят только Сенатом, но по сведениям СМИ, в Палате представителей найдется достаточно голосов для того, чтобы его одобрить. После этого дело станет только за подписью президента. Не исключено, что европейцы решили подстраховаться и таким образом ответить на претензии США.

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что обойти ограничения Третьего энергопакета сложно, но можно.

— Уже есть действующий «Северный поток», и мы видим, как он работает. Условия Третьего энергопакета распространяются только на сухопутные мощности, и то порой европейцы на время дают возможность «Газпрому» использовать их на сто процентов. Например, этой зимой была история с увеличением прокачки газа по OPAL, одной из ветвей газопровода, которая проходит по территории Германии.

Так что вопрос с «Северным потоком-2» сейчас больше лежит в юридической плоскости. Позиция «Газпрома» вполне понятна — Третий энергопакет не должен распространяться на морские участки трубы, он не имеет к ним никакого отношения. 

«СП»: — Но если ЕС нашли юридические зацепки и смогут увязать Третий энергопакет с этим проектом, к чему это приведет?

— Если говорить по сути, Третий энергопакет означает, что одна компания не может владеть и инфраструктурой, и газом более, чем на 50%. Значит, владелец трубы должен резервировать половину мощностей под сторонних поставщиков. Грубо говоря, «Газпрому» нужно будет кому-то отдавать 50% мощностей по поставкам газа.

Если в Брюсселе на это пойдут, естественно, это несколько усложнит задачу «Газпрома». Нужно будет разрабатывать новые схемы, готовить дополнительные бумаги, заключать какие-то псевдоконтракты на прокачку газа, но это, опять же, вопрос к юристам. Все эти требования можно удовлетворить, но в таких вопросах больше беллетристики, чем дела.

«СП»: — С чем связано такое изменение позиции Еврокомиссии?

— Понятно, что у «Северного потока-2» есть противники. Соединенные Штаты всегда вмешивались в наши энергетические проекты. Именно они в значительной степени помешали реализации «Южного потока», надавив на Болгарию вместе с Брюсселем. Давление это никуда не исчезло. Нужно ему противостоять, что мы и делаем.

Оптимизм внушает то, что мы видим партнерские ходы от европейского бизнеса. «Газпром» уже получил финансирование по 2017 году, которое должен был выбрать. Деньги находятся на счетах оператора проекта. Европейцы и сами понимают, что уже нет возможности полностью заморозить или свернуть «Северный поток-2». Тем более что украинская газотранспортная система, которую этот проект поможет обойти, не модернизируется и стареет.

Здесь же европейцы получат новые и современные мощности. Это по умолчанию в их интересах, и они со временем это поймут. Но у нас и сейчас есть целый пул союзников в Европе. Прежде всего, это немецкие и итальянские компании, которые уже вложились в проект.

Старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев считает, что Россия должна работать над увеличением числа европейских сторонников проекта.

— Частично эта ситуация связана с давлением США, которые хотят под шумок вытеснить Россию с европейского рынка и вместо этого заполнить его собственным сланцевым газом. С помощью своих лоббистов в Евросоюзе они пытаются продавить эти решения, даже если они идут вразрез с интересами ЕС и отдельных государств. Таких лоббистов у Америки предостаточно, причем многие из них занимают ведущие посты как в национальных правительствах, так и в Еврокомиссии. Но все же дело не только в американском давлении.

«СП»: — А в чем еще?

— В самом Евросоюзе есть немалое количество стран, недовольных «Северным потоком-2». В первую очередь, на ум приходят Польша и Прибалтика, которые и первый «Северный поток» сравнивали с пактом Молотова-Риббентропа.

Но ими дело не ограничивается. Недовольными остаются Словакия и Венгрия, которые могут потерять свое транзитное значение. Мне кажется, что здесь есть упущение отечественной дипломатии, которая недостаточно работает с этими небольшими странами. Вроде бы и есть встречи на высшем уровне, но этот вопрос с властями государств толком не обсудили, и они продолжают выражать свое недовольство и подозрения.

Для того чтобы этот проект состоялся, нужно не только жаловаться на происки американцев, которые и в самом деле имеются, но и поработать над уменьшением недовольства европейцев. Скажем, «нанизать» Словакию и Венгрию на «Северный поток-2», чтобы они также были причастны к поставкам газа по этой трубе.

«СП»: — Есть ли вероятность, что усиливающееся давление приведет к срыву реализации проекта?

— Все зашло достаточно далеко, поэтому полностью сорван проект не будет. Но могут возникать разные препятствия. Например, будут ограничивать или вовсе останавливать прокачку газа по трубе.

Но на полное сворачивание Германия и Австрия, которые являются основными бенефициарами проекта, не пойдут. В конце концов, документы ЕС в энергетической части гласят, что Европа не должна зависеть от одного поставщика, а слишком сильно зависеть от США или Саудовской Аравии в планы Германии не входит, поэтому полностью отказываться от «Северного потока-2» она не станет. Хотя какие-то трудности на пути его реализации, связанные отнюдь не с экономикой, а с политикой, безусловно, возможны.

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 03.07.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики