Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Из Каракаса на выход (аудио)

Из Каракаса на выход (аудио)

Что будет с проектами России в Венесуэле

Российские компании могут выдавить из Венесуэлы — такое мнение высказали опрошенные «Коммерсантъ FM» эксперты. Что будет с российскими контрактами в случае свержения президента Николаса Мадуро? Останется ли Москва главным партнером Каракаса в военно-техническом сотрудничестве? Об этом — в материале Аэлиты Курмуковой.

Россия стала стратегическим партнером Венесуэлы во времена правления Уго Чавеса, но не в первый срок его президентства. Договор по военно-техническому сотрудничеству Москва и Каракас подписали только в 2001 году. До этого венесуэльцы закупали военную технику в Америке и Европе. Кстати, Венесуэла стала первой латиноамериканской страной, которая получила разрешение от США на покупку истребителей F-16. После того, как Штаты ввели экономическое эмбарго, Чавес начал искать новых партнеров.

Сегодня вооруженные силы Венесуэлы полностью оснащены российской техникой. Сумма подписанных контрактов на 2013 год оценивалась в $11 млрд, причем $4 млрд Россия выделила в качестве кредита. Возвращать эти средства Каракас пока не готов. В июне Счетная палата заявила, что госбюджет России в 2017 году недополучит 54 млрд рублей из-того, что Венесуэла не выполнила свои обязательства.

Но платить ей нечем. 96% экспортной выручки страны составляют нефтяные доходы, которые падают по причине общего снижения котировок. Венесуэла обладает крупнейшими в мире доказанными запасами нефти — 18% мировых. У России — почти 5,5%, и третье место по запасам углеводородов в мире после Саудовской Аравии. Так что приход российских компаний в Каракас вполне логичен.

При прошлом президенте Уго Чавесе, который считался другом Москвы, 40% венесуэльской нефтяной компании PDVSA принадлежала российскому консорциуму в составе «Роснефти», «Газпромнефти», ТНК-BP и ЛУКОЙЛа. После смерти президента условия игры поменялись, несмотря на то, что к власти пришел его преемник Николас Мадуро. Крупные игроки начали скидывать пакеты акций, учитывая нестабильную политическую ситуацию, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Ни у кого сомнений нет, что Мадуро не устоит. Так как там оппозиция позиционирует себя как либерально настроенную, вряд ли они решат забрать все активы у иностранных компаний — или платите больше, либо уходите из этих проектов. И вот тогда, вполне возможно, российские компании уйдут, потому что рентабельность венесуэльских проектов и так невысока. Скорее всего, постепенно многие российские компаний из Венесуэлы выдавят».

Из российских нефтяных компаний в Венесуэле осталась только «Роснефть», которая скупила акции у других российских игроков, решивших уйти с рынка, оценив возможные риски. Компании принадлежит до 40% крупных проектов PDVSА.

Проблемы начались в прошлом году, когда оппозиционный парламент аннулировал сделку на $0,5 млрд по увеличению доли «Роснефти» в Petromonagas до 40%. Депутаты обвинили президента Мадуро в распродаже страны ради поддержки режима. Тем не менее, наши интересы в Венесуэле гарантированы с правовой точки зрения, говорит пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев: «У них стабильная ресурсная база, огромная. И никакое положение не является основанием для того, чтобы не думать о будущем, о будущей ресурсной базе, о будущих возможностях компании. При чем здесь нестабильная политическая ситуация? Все в Венесуэле мы делаем на основе внутреннего и международного законодательства, наши интересы гарантированы с правовой точки зрения».

«Мы же не с властью, не с партией социалистической заключали контракты, а с государством, с компанией PDVSA. Инсинуации есть, но мы инсинуациями не занимаемся, мы работаем в правовом поле», — добавил Леонтьев.

Россия выполнила все обязательства по военным контрактам в Венесуэле, заявил в мае заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук. Однако незавершенным остается проект по строительству в стране завода по производству автоматов Калашникова и боеприпасов к ним. За хищение более миллиарда бюджетных рублей в рамках этого проекта экс-сенатор Сергей Попельнюхов получил семь лет заключения — его фирма выиграла тендер на строительство того самого завода, с которого Россия должна была получать 5% комиссионных.

«Изначально венесуэльцы долго выбирали местных подрядчиков. Потом возникли проблемы с российской стороны, в частности, бывший сенатор Попельнюхов нецелевым способом использовал деньги «Рособоронэкспорта», в настоящий момент он подвергается судебному преследованию. А потом, собственно говоря, начались политические неурядицы, и оппозиция стала выдвигать предположения, что это оружие будет использовано для подавления мирных протестов. Но, насколько я знаю, по согласию российской и венесуэльской сторон сдача объекта строек перенесена и планируется на начало следующего года. И даже если оппозиция придет к власти, просто для того, чтобы обслуживать эту технику, чтобы она не стояла, прикованная к земле, выполняла свои функции, я думаю, что еще многие годы, если не десятилетия, Венесуэла будет вынуждена закупать здесь запасные части, а российские заводы будут иметь стабильный источник дохода. Хотя может быть, конечно, и не такой масштабный, не такой объемный, как они имели, когда заключались крупные поставочные контракты при жизни Уго Чавеса», — рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Перспективы крупного российского бизнеса в Венесуэле на фоне внутренней политической нестабильности в стране непредсказуемы. Товарооборот между нашими странами продолжает сокращаться: в прошлом году он составил $336 млн, то есть минус 12% по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения, в 2012-м году этот показатель достигал почти $2 млрд.

Президент Николас Мадуро не раз говорил, что оппозицию в стране финансируют американцы, которым невыгодно присутствие России в Латинской Америке. Но ливийского или украинского сценария там не ждут. При смене власти двусторонние контракты могут частично пересмотреть, не исключает директор Института Латинской Америки Владимир Давыдов: «Мне даже кажется, что пройдена точка невозврата в движении к кровавой конфронтации — и режим Николаса Мадуро, и оппозиция закусили удила, что называется. Мой взгляд на развитие событий больше пессимистичный, чем оптимистичный. Известно, что оппозиция в Венесуэле — это не оголтелый правый фашиствующий элемент, это достаточно широкий спектр политических сил, в том числе социал-демократической ориентации. И отнюдь не все левые движения и партии находятся сейчас на стороне президента Мадуро. Поэтому, в принципе, наш диалог с оппозицией возможен, более того, он целесообразен. Я думаю, что издержки в случае негативного сценария, о котором я говорил, для нас будут значительны, но они не охватят все 100% наших активов. Нам нужно научиться и, наверное, предпринять усилия для того, чтобы минимизировать возможные потери. Насколько я понимаю, для этого существует дипломатия и другие каналы».

В вопросе Венесуэлы Кремль в настоящим момент занимает позицию невмешательства, но при этом обеспокоен градусом политического противостояния в стране. 

Автор: Аэлита Курмукова

Источник: Коммерсантъ ФМ, 03.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики