Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Насколько опасен для России Парижский договор?

Насколько опасен для России Парижский договор?

Российские ученые не смогли прийти к единому мнению о преодолении рисков для экономики России климатической повестки дня G20

Сегодня в рамках Круглого стола в информационном агентстве Интерфакс прошла острая дискуссия о рисках для экономики России климатической повестки встречи «двадцатки» в Гамбурге. В работе этого форума приняли участие депутаты Государственной думы, Федерального собрания Российской Федерации, представители общественных организаций, крупного бизнеса, профильных экспертных сообществ и СМИ. На Круглом столе рассматривались вопросы, касающиеся социально-экономических последствий реализации Парижского соглашения, необходимости пересмотра его условий с учетом сложившихся в мире политико-экономических реалий, позиции представителей России на саммите G20, роли международного лобби в пропаганде климатических изменений в интересах отдельных государств и промышленных групп, перспектив предстоящего председательства Германии в G20 и ее влияния на принятие тех или иных решений по климату. В рамках Круглого стола состоялась презентация доклада Фонда Национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) «Новые климатические инициативы, саммит G20 и Парижское соглашение: каковы будут последствия для России?»

В ходе дискуссии в центре внимания стояло предположение, что правительство Германии в своем исследовании о низкоуглеродной экономике постарается продемонстрировать те преимущества, которые получит бизнес при переходе к низкоуглеродной экономике. Достаточно подробно выступавшими рассматривалась проблема повсеместного внедрения «цены на углерод». Хотя, в своей сегодняшней статье германской экономической газете «Handelsblatt» российский президент хоть и упомянул климат, в качестве одного из обсуждаемых на саммите «двадцатки» проблем, но он не стал заострять именно на нем свое внимание. Российский президент сказал: «Мы приветствуем расширение круга тем, рассматриваемых в Группе двадцати». При этом я имею в, виду вопросы устойчивого развития, изменения климата, противодействия терроризму и коррупции, здравоохранения, миграции и беженцев. Крайне важным является, с нашей точки зрения, и то, что благодаря китайскому председательству в 2016 году, а в этом году— усилиям германских партнеров, G20 стала уделять больше внимания цифровой экономике как одному из источников роста и новому фактору глобального управления». И далее: «Подписанное в апреле прошлого года Парижское соглашение мы рассматриваем в качестве надёжной международно-правовой основы для долгосрочного климатического урегулирования и намерены всецело содействовать его выполнению» (цитировано по ИНОСМИ).

Мнения выступавших на Круглом столе свелись к двум позициям: поискам путей выхода России из Парижского соглашения и его анализ для улучшения его статей с точки зрения интересов России в том плане, как их понимали выступавшие. Как отметил в своем выступлении Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ «Парижское соглашение несет серьезные риски для России как страны, «добывающей значительное количество углеводородов». И хотя непосредственно в Парижском соглашении тема «платных углеродов» не обозначена, накануне G20 она появилась. В предложениях «деловой двадцатки» к саммиту G20 отмечается, что «странами G20 должны быть выработаны общие для всех нормативные правила и принципы, которые должны регулировать ход реализации «Парижского соглашения», что следует предпринять активные коллективные усилия с целью разработать глобальные механизмы по введению ценообразования на углерод до начала срока реализации Парижского соглашения в 2020 году и что одновременно с этим странам G20 необходимо договориться о «конкретных и амбициозных сроках» поэтапного сокращения «субсидий и других форм поддержки разведки, добычи и потребления ископаемых видов топлива».

Именно это обстоятельство, собственно говоря, и выступало основным аргументом достаточно критического отношения собравшихся к Парижскому соглашению. Ведь, как отметил К. Симонов, вопрос ратификации Парижского соглашения «стоит на повестке дня». А новый мировой климатический порядок, по его мнению, заключается не только в ограничении прироста мировой температуры и повышения способности адаптации к неблагоприятным воздействиям изменения климата, но и в переориентации финансовых потоков в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменениям климата. В этих последних строчках и заложена основа для российских инициатив по началу переговоров по уточнению и конкретизации отдельных положений договора. На вопрос, о чем можно договариваться, с одной стороны ответил сам российский президент в вышеупомянутой статье в Handelsblatt «Россия — один из лидеров международного климатического процесса — перевыполнила свои обязательства по Киотскому протоколу. Таким образом, мы в значительной степени компенсировали рост эмиссии в других странах и регионах мира.»

С другой стороны, если сторонники низкоуглеродной экономики намерены перевести Россию с нынешних высокоуглеродных рельс на низкоуглеродные, они должны отдавать себе отчет в необходимости полной перестройки российской экономики и сделать это в современных условиях без значительной финансовой поддержки просто невозможно. Но России санкции закрывают путь к международным финансам. Я сам неоднократно затрагивал эту тему и в беседах с немецкими, и с французскими дипломатами. Но они не видят или делают вид, что не видят, прямой зависимости между переходом России на низкоуглеродный путь развития и препятствующими этому антироссийскими санкциями.

Вряд ли стоит отмахиваться от аргументов сторонников выхода, особенно под углом зрения того факта, что американский президент Д.Трамп уже объявил о выходе США из Парижского соглашения. Я напомнил в этой связи о мнении, высказанном на этот счет представителями французской дипломатии, с которыми я встречался не так давно в Париже. «Формально он может это сделать лишь с 4 ноября 2019 года. А вступит это решение в силу через год. Таковы правила игры. Но конец 2020 года представляет собой преддверие следующих президентских выборов в США. А три года в современной политике - это целая вечность». Конечно, Трамп может просто дезавуировать подпись своего предшественника на этом соглашении, как мне объяснил Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, но пока о возможности подобных шагов американского президента по выходу из Парижского соглашения я из других источников информации не получал и вряд ли нынешнее российское руководство готово пойти на подобные радикальные шаги.

Другой вопрос, а что делать России, если Европа, а это пока основной потребитель российских углеводородов начнет сокращать их потребление. Пока, конечно, об этом ничто не говорит. Но в Европе (и не только в Европе) принимаются различные планы по энергоэффективности или по сокращению потребления энергии на душу населения. На Круглом столе я привел пример Швейцарии, где с начала нынешнего столетия дискутируется переход страны к «Концепции 2000 ватт» или относительно практических шагов по снижению уровня энергопотребления. В 2008 году в ряде крупнейших коммун страны прошли голосования по поводу энергополитической концепции будущего и эта концепция была принята подавляющим большинством голосов. К сожалению, на Круглом столе только немногие поняли смысл этой концепции, заключающейся в снижении энергопотребления на душу населения в сущности до уровня 1960 года (сейчас швейцарцы потребляют почти в три раза больше). Ученые стали примериваться к показателю 2000 ватт, хотя, понятно, что в Альпийской республике действует иная система координат, чем у нас. Поэтому я вынужден на страницах газеты разъяснить, что в Швейцарии понимают под этой цифрой. Это означает, что энергопотребность каждого швейцарца должна соответствовать среднему показателю в 2000 ватт на уровне первичного энергоносителя. Так называемые 2000 ватт (2 килоджоуля в секунду). Они соответствуют потреблению в год 17520 квт/ч на человека. А это примерно 1700 литров мазута или бензина в год на человека. Те же, кто понял обратили мое внимание на тезисы, представленные в докладе Александра Григорьева, заместителя генерального директора и руководителя департамента исследований ТЭК АНО «Институт проблем естественных монополий», о том, то по расчетам этого института в мире будет происходить рост энергопотребления. В принципе это верно, и это подтверждают выкладки корпорации ВР, которые регулярно представляются на семинарах ИМЭМО. Но этот рост происходит в африканских и азиатских странах, а в Европе по ВР будет снижаться. А ведь российский рынок сбыта углеводородов это пока в основном Европа. Отсюда вытекает необходимость поиска путей российского перехода к низкоуглеродной экономике в склаывающихся сейчас крайне неблагоприятных условиях, связанных и с проводимой европейскими странами политикой ограничения потребления энергии, запуском Парижского соглашения и санкционной антироссийской политикой ЕС и США.   

Автор: Олег Никифоров

Источник: Независимая газета, 06.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики