Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз» передумал: Киев готов на «бери или плати» в газовых контрактах

«Нафтогаз» передумал: Киев готов на «бери или плати» в газовых контрактах

В «Нафтогазе Украины» заявили, что принцип «бери или плати» может остаться в газовых контрактах с «Газпромом». Как заявил украинскому телеканалу «Еспресо.TV» коммерческий директор национальной компании Юрий Витренко, решение Стокгольмского арбитража заключается в том, что все исковые требования по «бери или плати» не были удовлетворены, но принцип может сохраниться.

«Что касается других будущих объемов поставок газа — принцип take-or-pay может быть сохранен в другом виде», — сказал Юрий Витренко. По его словам, арбитраж признал, что принцип не может применяться в чрезмерном размере.

Ранее украинская сторона радовалась тому, что Стокгольмский арбитраж в своем промежуточном решении по спору «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» по контракту на поставку газа изменил многие положения документа, в том числе использование принципа «бери или плати», когда потребитель обязан выкупать определенные в контракте объемы газа.

«Это — важный шаг на пути к энергетической безопасности. Москва впервые теряет возможность использовать газ как оружие политического давления и шантажа», — прокомментировал решение Стокгольмского арбитража в Facebook президент Украины Петр Порошенко. «Чистая победа Украины и европейских правил над российской энергетической агрессией и монополией «Газпрома», — написал в Twitter глава МИД Украины Павел Климкин.

«Фактически единственный неприятный для нас пункт — это был пункт „бери или плати“. По этому пункту решение уже является окончательным. Уже никаких сюрпризов по этому поводу быть не может. Требования заключались в том, что „Нафтогаз“ должен оплатить Газпрому сумму более $ 43 млрд», — сказал Юрий Витренко.

По данным заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, сегодня все долгосрочные контракты заключаются по принципу «бери или плати». В ином случае продавец рискует не окупить даже свои инвестиции, ведь под огромные поставки нужны соответствующие мощности месторождений и зарезервированная транспортная инфраструктура, говорит эксперт.

«Долгосрочных договоров без этой формулы просто не существует. Есть просто разные подходы к минимальным объемам обязательного отбора (от 70 до 100%)», — продолжает Алексей Гривач. Он замечает, что договора, привязанные к спотовым ценам, как и сами краткосрочные контракты, вообще предполагают 100-процентный «бери или плати».

Одним из ярких примеров того, что принцип «бери или плати» — не ноу-хау «Газпрома», является долгосрочный контракт Катара и Польши на поставку СПГ. В нем также используется принцип «бери или плати».

По данным американской адвокатской компании White & Case LLP, впервые принцип «бери или плати» появился в контрактах между добывающими и транспортирующими компаниями США еще в 60-х годах. Он стал базовым для установления баланса интересов продавцов и покупателей. В начале 80-х, однако, США захлестнула рецессия и принцип «бери или плати» стал причиной массовых судебных разбирательств: покупатели были обязаны покупать объемы газа, которые превышали потребности рынка, а рыночные цены упали ниже контрактных.

По другим данным, принцип «бери или плати» начали использовать во время освоения гигантского Гронингенского газового месторождения в Нидерландах. Чтобы вернуть огромные инвестиции государства, клиентам предложили долгосрочные контракты с обязательными объемами выкупаемого газа, цены на который привязали к стоимости нефтяной корзины. 

Как считают в американской адвокатской компании White & Case LLP, принцип «бери или плати» может входить в противоречие с европейским Третьим энергопакетом в вопросе доминирования на рынке и ущемлению конкуренции. Однако в Европе в последние годы, когда цены снизились, разговоры о принципе «бери или плати» затихли. Страны ЕС только увеличили импорт газа из России по долгосрочным контрактам. С начала этого года — на 12%. Что касается долгосрочных обязательств, то тут вопрос уже к качеству планирования своих потребностей со стороны покупателя. Например, в Германии или Италии таких вопросов в отличие от цены не возникало. И, по большому счету, последние претензии европейских компаний были связаны с тем, что они не покупали контрактные объемы, так как «Газпром» напрямую начинал поставлять газ на рынок. Так, в 2012—2013 годах в Вене шло судебное разбирательство «Газпрома» и чешской RWE Transgas немецкого концерна RWE. Тогда различные судебные инстанции отказали российскому холдингу в иске по обязательствам чешской компании по условию «бери или плати» на $ 500 млн., так как «Газпром» увеличил свои собственные поставки в Чехию.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что обязательства по принципу «бери или плати» в контракте с «Газпромом» оказались для Украины чрезмерными. «С одной стороны, „Нафтогаз Украины“ обязан по контракту закупать 52 млрд кубометров ежегодно и ему запрещено перепродавать газ. С другой, потребление газа из-за экономического кризиса во всей стране снизилось до 32 млрд. Из них 20 млрд составляет внутренняя добыча», — говорит эксперт. Основное сокращение произошло из-за спада промышленного производства.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский ранее говорил EADaily о том, что вполне ожидаемо было, что арбитраж не стал создавать прецедента выплаты претензий на несколько десятков миллиардов долларов, поэтому отказ в претензиях «Газпрома» по принципу «бери или плати» был прогнозируем.

Впрочем, и сам «Газпром» до подачи исков «Нафтогазом Украины» в Стокгольмский арбитраж закрывал глаза на нарушения условия «бери или плати». И, сказал EADaily сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, российский холдинг потребовал через арбитраж выполнить обязательства лишь в качестве противодействия требованию украинской стороны: «Поєтому промежуточное решение Стокгольмкого арбитража можно считать уже некоей победой „Газпрома“. Тактика российской компании в Стокгольме была как раз направлена на противодействие требованиям „Нафтогаза Украины“ и с точки зрения здравого смысла все понимали, что суд не удовлетворит многомиллиардные требования по обязательствам „бери или плати“, которые сделают банкротом не то, что компанию, а всю страну». Сейчас, по мнению эксперта, шансов на возобновление прямых закупок со стороны «Нафтогаза Украины» из-за политических причин немного, но, если они все-таки начанутся, то речь будет идти просто о меньших объемах. «Сегодня Украине не нужно более 11 млрд кубометров в год», — уточнил эксперт.

Источник: EADaily, 07.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики