Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чьи турбины получил Крым?

Чьи турбины получил Крым?

Siemens проведет расследование, откуда в Крыму появились турбины ее производства. Оборудование попало на полуостров в обход санкций

Siemens обещает прояснить ситуацию с поставками турбин на полуостров Крым. При этом в немецком концерне говорят, что у них нет доказательств факта доставки турбин, передает Reuters со ссылкой на заявление компании. Ранее СМИ сообщили, что турбины производства Siemens были поставлены в Крым в обход санкций. Каким образом они могли бы туда попасть?

«Дочка» «Ростеха», компания «Технопромэкспорт», которая строит Симферопольскую и Севастопольскую ТЭС, сначала хотела приобрести турбины у Ирана, который выпускает их по лицензии Siemens. Но с иранцами договориться не удалось. В итоге четыре комплекта газовых турбин Siemens были куплены на вторичном рынке. Потом они были модернизированы «силами российских заводов и инжиниринговых компаний», — говорится в сообщении «Технопромэкспорта».

Вопрос в том, у кого были куплены эти турбины — все-таки, товар штучный, это вам не пылесос. Но информации о продавце в открытых источниках нет. Есть версия, что «дочка» «Ростеха» купила те самые турбины, которые сама же и приобрела для новой электростанции в Тамани в марте 2015 года, а потом выставила их на продажу, так как конкурс на строительство объекта не состоялся. То есть возникает некий посредник. Возможно, такая схема была задумана изначально, потому что ровно четыре турбины по 470 мегаватт каждая, которые вроде как предназначались для Тамани, нужны сейчас Крыму.

Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности: «Вполне возможна такая ситуация, что головной офис Siemens знал о том, что его турбины будут поставлены в итоге в Крым. Конечно, турбины изготавливались на совместном предприятии, но как минимум часть комплектующих там действительно импортная, и без контроля технологии Siemens приготовлена быть не могла. Возможно, была использована какая-то схема перепродажи через посредников на вторичном рынке, о котором сказал глава «Ростеха». Возможно, конечно, Siemens найдет какие-то юридические уловки, чтобы объяснить, что они здесь ни к чему не причастны, и таким образом они от себя обвинения отведут. Но на самом деле, конечно, я думаю, что без желания Siemens вряд ли могло такое произойти, чтобы его технологии были использованы».

Siemens пообещал принять меры, чтобы предотвратить неправомерное использование оборудования. Так, компания не будет поставлять комплектующие или оказывать услуги по установке, пусконаладке или гарантийному обслуживанию турбин, говорится в сообщении немецкого концерна. Станет ли это серьезной проблемой?

Булат Нигматуллин, директор Института проблем энергетики: «Каждые три года примерно нужен ремонт, где заменяются горячие части. Это камера сгорания и высокотемпературная часть венцов лопаток. Эти запчасти надо будет самим изготовить. В принципе, это возможно, это серийная турбина, как я слышал, что иранцы, которые по лицензии Siemens делают газовые турбины для себя, сами делают эти горячие части. Иранцы научились это делать. Мы не можем. Ну, мы тоже научимся».

Может ли история с поставками турбин Siemens в Крым негативно повлиять на проекты немецкого концерна в России?

Сергей Кондратьев, замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов: «Может быть какой-то пиар-эффект, публичные заявления со стороны политиков, Европейского союза опять-таки при получении каких-то серьезных подтверждений, что это действительно имело место быть. Может ли это привести к распространению режима санкций на какие-то новые предприятия в России, на затруднение экономического сотрудничества, мне кажется, что это маловероятно».

Остается только один вопрос, который СМИ уже обсуждали, но ответа так и не нашли. Почему проектировщики двух крымских электростанций, зная о возможных проблемах с поставкой оборудования из-за западных санкций, все-таки решили использовать газовые турбины Siemens? Почему не переделали проекты, когда они были еще на бумаге? Теперь что-то менять уже поздно, в следующем году обе электростанции в Крыму должны быть сданы в эксплуатацию. Впрочем, нынешнее разбирательство этому уже вряд ли помешает. 

Источник: BFM.RU, 08.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики