Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риск без благородства

Риск без благородства

Эксперты считают климатическую политику G20 серьезной угрозой для экономики России

Одной из главных тем повестки дня саммита G20 в Гамбурге, который пройдет 7-8 июля, станет тема изменения климата и устойчивого развития. К этой встрече мировых лидеров правительство Германии (страны-председателя G20 в 2017 году) подготовило доклад, доказывающий преимущества перехода к низкоуглеродной экономике и использования альтернативных источников энергии. В качестве одной из главных мер оздоровления экологии предлагается ввести «углеродный сбор» со стран-экспортеров нефти, газа и угля.

Однако у российских экспертов, собравшихся в преддверии гамбургского саммита на круглый стол, позиция иная. Климатическую повестку G20 они считают серьезным фактором риска для экономики России. Перефразируя известный афоризм, «иногда что немцу здорово, то русскому — смерть». Или, по крайней мере, серьезный ущерб.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что «играть в чужую игру» России не следует. Парижское соглашение по климату, духу и букве которого следуют организаторы гамбургского саммита, играет, по мнению эксперта, роль «идеологической ширмы» для экономического, финансового и политического давления западных стран на Россию. Он напомнил, что Парижское соглашение называли «абстрактным» и важным лишь для «имиджа» страны. Но следующим шагом немедленно стала идея «углеродного сбора» за выбросы парниковых газов, который для российской энергетики составил бы около 35 млрд долларов к 2020 г. и 80 млрд – к 2030-му. Под угрозой оказались бы целые отрасли, от которых зависит наполнение бюджета государства. По мнению Симонова, переход к «зеленой» энергетике вместо «опасных» углеводородов России не просто невыгоден – это еще и ставит ее в зависимость от иностранных производителей, которые в любой момент могут ввести новые санкции.

По мнению Рашида Исмаилова, руководителя рабочей группы по экологии Экспертного совета при правительстве РФ, необходимо четко определить, какие российские предприятия могут попасть в «группу риска», и защитить интересы страны. Нуждается в критическом пересмотре методика оценки выбросов предприятий, и, главное, поглощающей способности российских лесов (они занимают половину территории РФ и около четверти — всей планеты). Подробный доклад на эту тему будет в скором времени опубликован на сайте Открытого правительства, сообщил Исмаилов.

Необходимо отметить, что лишь менее недели назад Минприроды РФ утвердило Методические указания количественного определения объема поглощения парниковых газов – однако представленные экспертами замечания в них учтены не были. Участники круглого стола выразили недоумение действиями чиновников, выбравших из 8 вариантов наименее отвечающий интересам России.

За создание национальной системы оценки выбросов и поглощающей способности выступил, в частности, Виктор Потапов, руководитель Независимого центра комплексной оценки экологической, энергетической и экономической эффективности ЭВОС. По его мнению, без этого о ратификации Парижского соглашения говорить невозможно в принципе.

Дональд Трамп, как известно, заявил о выходе Америки из Парижского соглашения. Последствия этого шага проанализировал Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, член Экспертного совета комитета Госдумы по энергетике. Особое внимание, считает эксперт, необходимо уделить Китаю и его претензиям на лидерство в поставке «зеленых» технологий.

Вадим Петров, статс-секретарь – член координационного совета, председатель совета по внешнеэкономическим и международным связям экологической палаты России заключил: основные риски ратификации Парижского соглашения «таятся в деталях». США оправдывали свои бомбежки Югославии термином «гуманитарная интервенция». Примерно то же самое, только «зеленого цвета», мы наблюдаем сейчас в экологической сфере. Чем больше расплывчатых формулировок, тем сильнее риск вмешательства во внутренние дела страны.

Александр Григорьев, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий» развил мысль коллег. По его мнению, сейчас мы имеем дело с «зеленым неоимпериализмом», когда экологическими резонами маскируют совершенно другие цели, далекие от благородства.

В вопросах экологии людям остро не хватает элементарных знаний, сказал в заключение круглого стола Рашид Исмаилов. Их достаточно легко ввести в заблуждение. Задача политического руководства страны – прислушаться к мнению специалистов и действовать в интересах страны, невзирая на любое давление извне.

Автор: Ирина Поленова 

Источник: Нефтянка, 07.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики