Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Насколько реальна угроза новых санкций для проектов «Газпрома»?

Насколько реальна угроза новых санкций для проектов «Газпрома»?

Ограничительные меры Соединенных Штатов могут задержать реализацию проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток»

Проекты «Газпрома» под угрозой срыва из-за новых американских санкций. Они могут задержать, и даже предотвратить завершение проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Об этом говорится в проспекте к выпуску евробондов корпорации, сообщают «Ведомости». Хотя ранее руководство «Газпрома» заявляло, что новые санкции не должны помешать строительству «Северного потока — 2» , и он будет построен в срок.

Ограничительные меры, о которых идет речь, еще не приняты, палата представителей должна вскоре рассмотреть законопроект. Насколько реальна угроза для проектов «Газпрома»? Объясняет ведущий аналитик Фонда нацэнергобезопасности Игорь Юшков

«Угроза, на самом деле, велика. В самом законопроекте говорится о том, что американцы будут накладывать санкции на все любые компании, не только из Соединенных Штатов, но европейские, азиатские — любые, которые окажут услуги, либо выделят какие-то средства, либо еще что-то сделают на сумму больше 1 млн долларов. Естественно, американцы будут накладывать санкции на собственника судов-трубоукладчиков. Причем в законопроекте о санкциях написано, что они применяются к любым новым трубопроводным проектам из России, то есть под это с точки зрения сената подпадает и «Северный поток — 2», и «Турецкий поток». Но вопрос в том, как на практике все это будет реализовываться. Как определить, новый это проект или нет? Как только были инициированы новые поправки и новые санкции, сразу же началось форсирование этих проектов. «Турецкий поток», пожалуйста. Судно-трубоукладчик было арендовано довольно давно. Оно уже проложило 50 километров трубы. Получается, что этот проект не подпадает под санкции, раз он не новый. А у него есть финансирование, уже работы идут, поэтому здесь вопрос будет в том, как американцы, в общем-то, будут сами интерпретировать эти проекты. «Северный поток — 2» в большем риске находится, чем «Турецкий поток», потому что там работы еще фактически не начались, хотя судно-трубоукладчик уже арендовано, финансирование главное от европейских компаний уже поступило, то есть 50% стоимости газопровода, в общем-то, было уже передано компании-оператору, поэтому здесь к финансированию вроде как тоже придраться нельзя, оно уже сделано. Поэтому здесь наибольший риск для «Северного потока 2» и для второй нитки «Турецкого потока», потому что там даже маршрут до конца не определен. Соответственно, деньги дает, видимо, сам «Газпром». Судно-трубоукладчик — там твердого контракта нет, есть только опцион, поэтому как раз к таким проектам и больше всего могут придираться американские регуляторы».

Заблокировать «Северный поток — 2» невозможно, уверен ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев.

«Что касается «Северного потока — 2». там тоже все сделано, что можно было сделать против его строительства, но Германия в данном случае свои интересы ставит выше интересов Соединенных Штатов. Как известно, они уже начали строительство своей части «Северного потока — 2», то есть тех сооружений, которые находятся на территории Германии. В этой ситуации, конечно, какие-то препятствия могут быть по отношению к «Северному потоку — 2». Но я не вижу, опять же, настолько серьезных возможностей у Соединенных Штатов, чтобы они могли заблокировать весь проект этот в целом. В Германии все-таки наиболее мощная экономика Европейского союза, и Еврокомиссия вряд ли пойдет на прямую конфронтацию с Германией».

На днях европейские энергетические компании, участвующие в проекте «Северный поток — 2», выступили против попыток США ввести санкции, под которые попадали бы российские экспортные трубопроводы. Как сообщила Financial Times, некоторые европейские энергетики видят в таких действиях Вашингтона попытку отвоевать часть европейского газового рынка, чтобы увеличить туда поставки американского СПГ. В Белом доме заявили о поддержке новых санкций против России, хотя и раскритиковали законопроект, поскольку он ограничивает президентские полномочия.

Ранее газета «Известия» со ссылкой на источник в МИД написала, что Москва может выслать около 30 американских дипломатов и наложить арест на объекты американской собственности в России. Такие зеркальные меры могут быть приняты в связи с изъятием в США российской собственности. В министерстве отмечают, что не хотели бы этого делать, но и оставить без ответа недружественные действия Вашингтона тоже не могут. 

Источник: BFM.RU, 11.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики