Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ОПЕК+ быть!

ОПЕК+ быть!

Участники соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти не планируют выходить из сделки, действие которой истекает в марте 2018 года, а разрабатывают стратегию долгосрочного сотрудничества по истечению этого срока, — сообщил сегодня генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо в кулуарах 22-го Мирового нефтяного конгресса в Стамбуле.

«25 мая мы продлили соглашение на девять месяцев. Сейчас мы смотрим уже за горизонт этих девяти месяцев. Мы рассматриваем стратегию долгосрочного сотрудничества, а не стратегию выхода», — сказал он, подчеркнув, что смысл ее гораздо шире соглашения о сокращении добычи.

«Это сотрудничество, которое мы хотим институализировать», — добавил Баркиндо, пояснив, что речь не идет о продлении действий по ограничению добычи.

«Сокращение добычи на 1,8 млн баррелей — не единственный элемент нашего сотрудничества, которое мы скрепили 10 декабря», — отметил он.

Напомним, первое соглашение между членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и государствами, не входящими в этот картель, о сокращении добычи нефти было подписано 10 декабря и оказало существенное влияние на экономики многих стран мира, в том числе и России.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление Мухаммеда Баркиндо является, прежде всего, попыткой повлиять на нефтяной рынок. «Думаю, здесь в большей степени играет роль медийная составляющая, потому что рынок нефти весьма психологичен и мгновенно реагирует на подобные заявления: фьючерсы дорожают, так как трейдеры скупают ценные бумаги, в надежде, что они вырастут еще, когда произойдет заявленное событие. Мы это уже видели в дни первого соглашения ОПЕК с Россией и другими нефтедобытчиками: только пришла новость о подписании документов, и цена нефти выросла на несколько долларов, хотя никто еще ни на баррель нефтедобычу не сократил», — напомнил он.

По оценке эксперта, для России сейчас будет выгодно заявить, что предложение о создании ОПЕК+ принято к рассмотрению. «Для России выгодно все, что позволяет цене на нефть вырасти, но не заставляет нас снижать в больших объемах экспорт нефти. Сейчас мы в комфортной ситуации, и было бы обоснованно, если бы министр энергетики Александр Новак заявил, что мы рассмотрим это предложение, проведем соответствующую конференцию, подпишем дорожную карту и так далее. Чем больше новостей будет о том, что мы создали некий картель и цена на нефть вырастет из-за этого, тем лучше для России. Сам же формат ОПЕК+ на цены не влияет. В его рамках пришлось бы очень сильно сократить объемы добычи, чтобы создать дефицит нефти в мировых масштабах для роста цен, — но на это никто не пойдет, потому что от такого сокращения даже при росте цены выгоды не будет. Поэтому сейчас все ищут некий баланс: немного сократить объем добычи для того, чтобы цены немного подросли», — обратил внимание Игорь Юшков.

Что касается возможной программы сотрудничества в рамках ОПЕК+, то она будет повторять работу ОПЕК с дополнительными стимулами для участников. «В первую очередь речь о квотировании объемов производства нефти с выделением квот на каждую страну, которая добывает нефть на постоянной основе. Будут проводиться регулярные встречи и саммиты. По сути, в рамках ОПЕК+ страны уже встречаются раз в полгода для заключения и продления соглашения по сокращению нефтедобычи, и то же самое будет происходить и дальше, оформление нового картеля ничего не изменит кроме вывески», — заключил Игорь Юшков.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в свою очередь заявил, что на данный момент никто за пределами ОПЕК не готов к созданию квазиОПЕК с жесткими условиями членства, а уж тем более к принятию на себя каких-то обязанностей по исполнению решений организации. «То есть, расширенный ОПЕК в классическом понимании картеля — такого точно не будет. К этому никто не готов и никому не нужно», — подчеркнул эксперт.

По его мнению, речь может идти лишь о какой-то площадке для дискуссий и выработки решений. «Против этого никто выступать не будет. Вопрос в том, насколько это окажется эффективным. Если судить по заявлению, то речь идет, скорее всего, о какой-то площадке, на которой будет работать некое общее правило взаимодействия на рынке. В принципе, идея здравая, но опять же все зависит от ее наполнения. А сейчас это пока общие слова», — объяснил Алексей Белогорьев.

В то же время он выразил сомнение в том, что заявление Мухаммеда Баркиндо каким-то образом скажется на нефтяных ценах. «Все понимают, что это общие слова. Для участников фьючерсной торговли они ничего не значат, несмотря на статус говорившего. Это слишком слабое заявление, чтобы его рассматривать в качестве серьезного фактора. Кроме того, для участников рынка важны какие-то конкретные действия, по которым потом можно будет судить о том, насколько реалистична сама эта идея, насколько страны ОПЕК готовы за нее бороться. Сейчас это не очень понятно», — пояснил заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

По его словам, для того, чтобы соглашение ОПЕК+ работало так, как этого хотят страны ОПЕК, Россия и другие, нужны серьезные реформы. «Необходимы изменения в вопросе ценообразования на нефть ОПЕК, в части логистики поставок. Там целый клубок серьезных изменений, к которым, по большому счету, те же страны ОПЕК, особенно Саудовская Аравия, не готовы. Если это долгосрочная стратегия, то она должна включать в себя серьезное реформирование рынка, прежде всего рынка тех сортов нефти, которые продают, экспортируют сами страны ОПЕК. Очевидно, что никакого желания и готовности к этому нет, поэтому все останется на уровне обсуждений. На самом деле, на разных площадках, в том числе в рамках энергодиалога Россия-ОПЕК какие-то идеи стратегические обсуждаются, но пока уровень этих разговоров настолько общий и неконкретный, что большого толка для рынка от них нет», — резюмировал Алексей Белогорьев.

Источник: Вестник Кавказа, 11.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики