Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скандал с поставкой турбин Siemens может затормозить строительство ТЭС в Крыму

Скандал с поставкой турбин Siemens может затормозить строительство ТЭС в Крыму

Из-за спора с немецким концерном Москва может перенести сроки ввода мощностей на полуострове, считают эксперты. Почему в Крыму решили использовать турбины Siemens, хотя о запрете было известно, и есть ли выход из этой ситуации?

Немецкие власти обсуждают возможные меры в связи с поставками в Крым газовых турбин Siemens в обход санкций. Об этом сообщил журналистам официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт.

Ранее стало известно, что немецкий концерн подал иск в Московский арбитраж к «дочке» «Ростеха», компании «Технопромэкспорт», которая является заказчиком строительства двух электростанций в Крыму. В Siemens полагают, что «Технопромэкспорт» намеренно ввела в заблуждение поставщика турбин. 

Турбины, которые предполагалось использовать на двух новых электростанциях в Крыму, выпускает СП Siemens и «Силовых машин» в Ленинградской области. Семь таких турбин закупила в 2015-м «Технопромэкспорт» для строительства электростанции на Таманском полуострове. Четыре из них уже поставлены. В контракте, как следует из иска Siemens, прямо говорилось, что эти турбины не должны использоваться в Крыму.

Работы на Таманском полуострове заглохли, и турбины выставили на продажу. Купил ли их кто-нибудь, неизвестно. Однако потом четыре такие турбины внезапно потребовались для двух крымских ТЭС. «Дочка» «Ростеха» утверждает, что купила их на вторичном рынке, но продавца не называет.

Проектировщик севастопольской ТЭС — группа компаний «Тэпинжениринг», но заказчик, «дочка» «Ростеха», выставила технические требования и четко прописала в договоре, что в каждом из двух энергоблоков должна быть использована газовая турбина конкретного типа, произведенная СП Siemens и «Силовых машин».

Договор подписан в марте 2015 года. Тогда уже действовали санкции, которые запрещают поставки в Крым энергетического оборудования. Была идея купить турбины в Иране, где они выпускаются по лицензии Siemens, но с иранцами договориться не удалось. Аналогичных российских разработок нет, но есть турбины меньшей мощности. Можно ли было спроектировать крымские ТЭС с использованием российского оборудования? И почему заказчик не учел рисков того, что поставки турбин Siemens окажутся под санкциями? Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

— Был приказ командования, надо было это делать. Очевидно, что исполнители приказа понимали все эти риски. Единственное объяснение, которое я вижу, что люди рассчитывали на то, что когда дело дойдет до поставки, ситуация с санкциями будет не столь жесткой.

— Почему изначально не ориентировались на российское оборудование?

— Это задача технически гораздо сложнее. Если вы используете вместо нескольких мощных турбин кучу более мелких турбин, то вам нужно менять все расклады. Там совершенно другие энергоблоки. Я думаю, что был готовый проект технически, и менять под российские турбины не стали, потому что это было бы намного дольше. Я думаю, что тут все дело в сроках. Как у нас часто бывает, на политические риски просто закрыли глаза. 

Российская сторона и не скрывает, что турбины, две из которых уже доставлены в Крым, имеют немецкое происхождение. Как заявлял ранее ТАСС глава Минпромторга Денис Мантуров, Россия обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для Крыма. «Технопромэкспорт», в свою очередь, заявляла, что модернизировала приобретенные на вторичном рынке турбины на российских заводах.

Можно ли считать их уже российским оборудованием, или это все еще турбины Siemens? Единого мнения на этот счет пока нет. Возможно, Арбитраж Москвы, куда подал иск немецкий концерн, сумеет в этом разобраться. Есть ли какой-то выход из этой ситуации, который бы позволил сохранить лицо всем участникам?

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ: «Выходом, который мог бы удовлетворить западных политиков, было бы то, что немецкие власти надавят на тот же Siemens, на немецкий бизнес с тем, чтобы он в обход санкционных механизмов перестал сотрудничать с Россией. Но Меркель этого не может сделать, у нее выборы на носу. В Германии бизнес оказывает очень большое влияние на политику вообще и на электоральные процессы в частности. Поэтому пока никакого системного выхода из этой ситуации я не вижу. Думаю, что Москва может пойти для того, чтобы не засвечивать другие возможно существующие механизмы обхода санкций, на уступки в данном вопросе и перенесет сроки ввода мощностей или что-то еще».

Не исключено, что ввод в эксплуатацию двух крымских электростанций снова придется переносить, как и выполнение задачи обеспечения энергонезависимости Крыма, и все потому, что кто-то принял неверное решение об установке на этих станциях санкционного оборудования. Кто этот кто-то и какими для него будут последствия, пока непонятно. Ведь сугубо хозяйственное дело уже превратилось в политическое, причем на уровне Россия — ЕС. 

Источник: BFM.RU, 12.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики