Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нам надо по-другому себя вести»

«Нам надо по-другому себя вести»

Вопрос News.Treli.ru:

- Мнение ведущих политиков и экспертов о разработанном Россией проекте основополагающего документа, регулирующего отношения поставщиков, транзитёров и потребителей энергоносителей.

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Я думаю, что Россия делает ошибку. Мы неожиданно начали выступать с какими-то стратегиями в то время, когда Европа, как покупатель энергоресурсов, уже фактически опубликовала свой план действий. На самом деле, дискуссии вокруг третьего энергопакета велись очень давно, эта тема как минимум полтора года очень активно обсуждается в Европе. Я не понимаю, что мешало нам подключаться к этим дискуссиям. Нет, эксперты подключались – например, я сам активно участвовал в Европе в обсуждении этих тем. Но понятно, что нужно, чтобы подключались и властные структуры, и государственные компании.

И теперь мы начинаем – вот, Медведев опубликовал пятистраничный текст, теперь Сечин. Видно, что этот текст есть некое приглашение к дискуссии, и у нас пока нет полной альтернативной проработки. И третий пакет – это не просто пятистраничная декларация, это серьёзный документ. Но не так страшен чёрт (я имею в виду третий энергопакет), как его малюют. Я считаю, что нам сейчас бессмысленно пытаться создавать какую-то альтернативную стратегию. Наши интересы давно заявлены, и они давно прозвучали. Мы прекрасно понимаем, что третий энергопакет будет реализован, и помешать этому мы не можем – хотя бы потому, что не являемся частью ЕС. Собственно, мы сами декларировали принцип суверенитета. Это означает, что и в отношении других регионов мы должны ему следовать. Это нормально и разумно.

Парадокс ситуации в том, что на самом деле третий энергопакет – не такая страшная вещь для России. Просто, мне кажется, мы слишком консервативны, и поэтому боимся изменений. То есть, и нам, и «Газпрому» комфортнее существовать в нынешних условиях. Но если мы смотрим не только на этот год, когда из-за кризиса потребление газа может упасть на 8%-10%, а если мы смотрим в перспективе 15-20 лет, нам надо иметь ввиду две предпосылки. Это в любом случае рост импорта газа в Россию и в процентном отношении, и в физическом объёме из-за падения собственной добычи. Всё равно Европа из кризиса рано или поздно выползет, а падение собственной добычи остановить нельзя. Второе – это то, что запасы в мире примерно уже известны – известно, у кого газ есть. А газ есть по большому счёту только у трёх крупных игроков: у России, Ирана и Катара. Значит, в течение 20 лет три игрока будут определять в том числе и европейское будущее.

В этих условиях, когда нас всё время пугают диверсификацией, нам нечего бояться, потому что мы должны понимать: Европе нужно будет больше газа, а взять его всё равно будет негде. Исходя из этого, мы должны не бояться и не паниковать. А такое ощущение, что мы начинаем паниковать, всё время апеллируя к этим долгосрочным контрактам. Долгосрочные контракты комфортны, конечно, но в целом спотовый рынок на самом деле даёт нам в перспективе очень неплохие преимущества.

Поэтому мне кажется, что нам надо по-другому себя вести. Нам надо уже думать, как действовать в новом европейском рынке и бороться за права в рамках третьего пакета. Когда в наших газетах пишут «катастрофа, полный провал стратегии Путина, «Газпрома», я диву даюсь, потому что люди видят только одно – запрет на владение инфраструктурой со стороны добывающих компаний. Ну и что? Ну не будет «Газпром» владеть инфраструктурой – так это ещё лучше, ему не надо будет тратить на это деньги.

Источник: Treli.ru, 26.04.2009

 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики