|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Siemens нагнетает высокое напряжение вокруг Крыма Siemens нагнетает высокое напряжение вокруг КрымаЕсли концерн пойдет на принцип, в России остановятся даже скоростные поездаСкандал с поставкой в Крым газовых турбин немецкой компании Siemens набирает обороты. 21 июля концерн официально сообщил, что инициировал процесс разрыва лицензионного соглашения с российскими компаниями на поставку оборудования для электростанций. И на некоторое время прекратит поставки по действующим контрактам с госзаказчиками. Компания сообщила, что направила российской стороне повторное предложение о выкупе четырех газовых турбин, поставленных в Крым вопреки западным санкциям. В Siemens заявили о выходе из числа акционеров компании «Интеравтоматика», в которой немецкой компании принадлежит 45,7%. «Интеравтоматика» была одним из подрядчиков, занимавшихся установкой турбин. Также продолжается судебный процесс в Арбитражном суде Москвы, с помощью которого немецкая компания хочет предотвратить поставки нового оборудования в Крым и обеспечить возврат уже поставленного. Московский арбитражный суд будет рассматривать иск 21 августа. В заявлении указано, что Siemens получил «достоверную информацию» о том, что все четыре газовые турбины, которые были поставлены летом 2016 года для проекта в Тамани, на самом деле российской стороной «локально модифицированы и незаконно перемещены» на полуостров в нарушение договора. Для чего — понятно. В Севастополе и Симферополе спешно возводят две ТЭС, которые призваны обеспечить энергетическую безопасность Крыма. О том, что газовые турбины немецкого производства были поставлены в Крым вопреки действующим санкциям ЕС, стало известно 5 июля. Тогда агентство Reuters сообщило, что турбины модели SGT5−2000 мощностью 235 МВт прибыли в Севастополь с Кубани. По некоторой информации, 13 июля в Феодосии была выгружена вторая партия — также из двух турбин. Дочерняя компания «Ростеха» «Технопромэкспорт» настаивает, что установки закуплены на вторичном рынке и значительно переработаны на российских заводах. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Крыму «действительно устанавливаются турбины российского производства, собранные в российских компаниях». В Siemens сначала заявили, что «у нас нет оснований считать, что газовые турбины, упомянутые в новостях, предназначены для Крыма». Но позже позиция концерна резко изменилась: 11 июля Siemens подал иск против «Технопромэкспорта» с намерением вернуть отправленные на полуостров турбины. Таким образом, немцы настаивают на версии, что были обмануты российским клиентом, который вместо Тамани отправил турбины в Крым. Как отмечает издание The New York Times, по версии концерна, представители «Технопромэкспорта» заверяли, что в Крым установки изделия переправлены не будут. Однако есть все основания полагать, что в концерне заранее знали о поставках турбин на полуостров. А сейчас там просто стараются избежать штрафа за нарушение санкционного режима. Дело в том, что «Ведомости» еще в июне 2015 года сообщали, что «Технопромэкспорт» в обход санкций купит оборудование для двух новых электростанций в Крыму у завода «Сименс технологии газовых турбин», который на 65% принадлежит немецкой Siemens, а на 35% - российским «Силовым машинам». Тогда один источник высказал опасения, что Siemens может отказаться от обслуживания своих турбин в Крыму, на что топ-менеджер крупной инжиниринговой компании ответил, что «запчасти легко можно покупать на заводах Siemens в Китае и Иране, а сервис Siemens уже локализован в России». Ряд западных СМИ также ставят под сомнение «наивность» концерна, приводя в пример факт посещения главой Siemens Джо Кэзером резиденции Владимира Путина спустя две недели после присоединения Крыма. После приема Кэзер сказал: «Siemens не руководствуется при долгосрочном планировании краткосрочной турбулентностью». Может ли быть найден компромисс в этой истории? Если Россия согласится на вариант выкупа концерном турбин, то что будет ставить на две крымские ТЭС? Если откажется, то под давлением Запада концерн Siemens может занять принципиальную позицию — не только прекратить поставки энергооборудования российским госкомпаниям, но и вообще уйти из России. Возможность чего, по данным Wirtschafts Woche, рассматривается руководством компании. Тогда без техобслуживания по всей России останутся не только ТЭС с немецкими газовыми и паровыми турбинами. Но и скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», созданные на платформах Siemens. Да, конечно — немецкая фирма в таком случае потеряет традиционный российский рынок (первое бюро компании появилось в нашей стране еще в 1853 году), который, наверное, в какой-то перспективе могут занять другие поставщики. В свою очередь, Россия не только лишится миллиардных инвестиций (по данным СМИ, в 2016 году компания инвестировала в российскую экономику 1,2 млрд евро), но и столкнется с громадными проблемами в транспортном, энергетическом и нефтегазовом секторе. По информации с официального сайта Siemens, фактически 30% объемов российской транспортировки нефти зависят в том числе и от оборудования концерна. В настоящее время 48 (!) электростанций России оборудованы газовыми и паровыми турбинами компании, обеспечивая 17% установленной мощности ТЭС в России. Суммарная мощность электростанций, где задействовано оборудование концерна, достигает 27,9 ГВт. Концерн Siemens за время долгой работы в России наладил хорошие отношения с российскими политическими кругами. Вплоть до того, что его обвиняли в коррупционных схемах по линии поставок систем связи в интересах существовавшего некогда Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), медицинского оборудования, а также в дорожных откатах, напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Поэтому естественно, что концерн имеет довольно сильные позиции в России. Тем не менее, если он действительно прекращает поставки оборудования для госструктур и госкомпаний, то, по сути, отказывается от доли на рынке, которую в перспективе займут другие. Например, в этом сегменте активны американская корпорация General Electric, японские компании. В Крым турбины уже перевезли, потребность в них закрыта и можно уже спокойно замещать немцев компаниями из других стран. Другое дело, что продукция сертифицирована и могут возникнуть проблемы с сервисным обслуживанием. Но Siemens ведь ставит вопрос: либо возвращайте турбины, либо мы уходим. Учитывая, что решение по этому вопросу будет приниматься в Кремле на уровне президента, то такой ультиматум, скорее всего, вынудит его занять жесткую позицию, без смягчения ради лицензированного сервиса. Скажем, в ответ на санкции Москва вводила свои контрсанкции. Сейчас идет речь о симметричном ответе на арест дипсобственности в США. Для обслуживания турбин будут, скорее всего, привлекать российских специалистов, подрядчиков, поскольку концерн с помощью своих сотрудников осуществлял, видимо, только надзорные функции. Понятно, что здесь есть риск, поскольку Siemens откажется от решения гарантийных вопросов в случае осуществления регламентных работ сторонними специалистами. В целом, замещение здесь возможно. Правда, сопряжено с дополнительными затратами, которые, в свою очередь, будут переложены на конечного потребителя. Но коллапса в экономике не произойдет. «СП»: — Какой-то компромисс возможен? Либо стороны пойдут на принцип, при этом будут избегать темы прекращения деятельности концерна в других сферах, не касающихся поставок турбин? — Турбины никто отдавать не будет. Это принципиальный вопрос для Кремля, поскольку иное будет означать, что Россия повинуется санкциям. А значит признает, что полуостров — не совсем российская территория. Кроме того, заместить турбины на российские будет нелегко — нужно открывать тендер, везти новые турбины в Крым, устанавливать «СП»: — Неформальные договоренности возможны? — Думаю, их сложно будет достигнуть, поскольку важна публичная реакция. Ведь Siemens явно боится попасть под штрафные санкции. Видимо, неслучайно на днях департамент Казначейства США по управлению иностранными активами с трехлетней задержкой оштрафовал компанию ExxonMobil на $ 2 млн за сделки с «Роснефтью». Тем самым американские регуляторы как бы намекнули Siemens, что мы все видим. И не верим заявлениям: мол, ничего не знали и думали, что турбины пойдут на Тамань, а не в Крым. В этом смысле потеря энергетического сегмента российского рынка для немецкого концерна меньшее из зол. Однако ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович полагает, что предпосылки к компромиссу уже видны. — Siemens сам не хочет раскручивать этот конфликт выше определенного уровня. Смысл заявления концерна: с российского рынка уходить не собираемся, а просто ограничим поставки некоторого вида оборудования по некоторым контрактам. Сознательно указываются госкомпании, хотя понятно, что существуют частные, близкие к государству, которые могут выступить в качестве посредников. Это — признак компромисса, который, по-видимому, заключается в том, что часть контрактов будет разорвана, а остальные останутся в силе. Понятно, что турбины Москва возвращать не будет, поскольку это чревато большими имиджевыми потерями. Скорее всего, будут предприниматься попытки наладить работу ТЭС с помощью или собственных специалистов, или тех же специалистов Siemens, которые станут работать через третьи компании. Или специалистов из третьих стран, но которые успели поработать с немецким концерном. Siemens «психанул» ради того, чтобы сохранить лицо перед западными регуляторами, устроил скандал: мол, нас обманули, мы идем в суд, разрываем контракты Задним умом все крепки, но, конечно, проще было бы строить станции с помощью отечественных технологий. Как известно, у нас есть своя собственная школа турбиностроения в Перми. Но многие агрегаты также производились украинским комплексом «Зоря» — «Машпроект». После разрыва кооперации с Украиной ставку начали делать на свои предприятия в Перми и Ярославской области. Но для быстрого запуска крымских ТЭС решили все-таки перевезти именно немецкие турбины «СП»: — Возможен вариант, что западные регуляторы будут давить на немецкий концерн с целью заставить его разорвать контракты не только в области поставок турбин? — Давить можно, но это нанесет прямой ущерб Германии, которая занимает жесткую позицию по антироссийским санкциям, но против их дальнейшего ужесточения. Большое количество немецких компаний продолжают работать в России в самых разных сферах. Так что, возможности давления на такие компании все-таки ограниченные. А если начать их «загонять под плинтус», то это вызовет бурную реакцию немецких властей. Поэтому я не думаю, что и американцы введут новые санкции против России, поскольку ограничения не нравятся в том числе и американскому бизнесу. Автор: Антон Мардасов Источник: Свободная пресса, 21.07.2017 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|