Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Siemens нагнетает высокое напряжение вокруг Крыма

Siemens нагнетает высокое напряжение вокруг Крыма

Если концерн пойдет на принцип, в России остановятся даже скоростные поезда

Скандал с поставкой в Крым газовых турбин немецкой компании Siemens набирает обороты. 21 июля концерн официально сообщил, что инициировал процесс разрыва лицензионного соглашения с российскими компаниями на поставку оборудования для электростанций. И на некоторое время прекратит поставки по действующим контрактам с госзаказчиками.

Компания сообщила, что направила российской стороне повторное предложение о выкупе четырех газовых турбин, поставленных в Крым вопреки западным санкциям. В Siemens заявили о выходе из числа акционеров компании «Интеравтоматика», в которой немецкой компании принадлежит 45,7%. «Интеравтоматика» была одним из подрядчиков, занимавшихся установкой турбин.

Также продолжается судебный процесс в Арбитражном суде Москвы, с помощью которого немецкая компания хочет предотвратить поставки нового оборудования в Крым и обеспечить возврат уже поставленного. Московский арбитражный суд будет рассматривать иск 21 августа.

В заявлении указано, что Siemens получил «достоверную информацию» о том, что все четыре газовые турбины, которые были поставлены летом 2016 года для проекта в Тамани, на самом деле российской стороной «локально модифицированы и незаконно перемещены» на полуостров в нарушение договора. Для чего — понятно. В Севастополе и Симферополе спешно возводят две ТЭС, которые призваны обеспечить энергетическую безопасность Крыма.

О том, что газовые турбины немецкого производства были поставлены в Крым вопреки действующим санкциям ЕС, стало известно 5 июля. Тогда агентство Reuters сообщило, что турбины модели SGT5−2000 мощностью 235 МВт прибыли в Севастополь с Кубани. По некоторой информации, 13 июля в Феодосии была выгружена вторая партия — также из двух турбин.

Дочерняя компания «Ростеха» «Технопромэкспорт» настаивает, что установки закуплены на вторичном рынке и значительно переработаны на российских заводах. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Крыму «действительно устанавливаются турбины российского производства, собранные в российских компаниях».

В Siemens сначала заявили, что «у нас нет оснований считать, что газовые турбины, упомянутые в новостях, предназначены для Крыма». Но позже позиция концерна резко изменилась: 11 июля Siemens подал иск против «Технопромэкспорта» с намерением вернуть отправленные на полуостров турбины.

Таким образом, немцы настаивают на версии, что были обмануты российским клиентом, который вместо Тамани отправил турбины в Крым. Как отмечает издание The New York Times, по версии концерна, представители «Технопромэкспорта» заверяли, что в Крым установки изделия переправлены не будут. Однако есть все основания полагать, что в концерне заранее знали о поставках турбин на полуостров. А сейчас там просто стараются избежать штрафа за нарушение санкционного режима.

Дело в том, что «Ведомости» еще в июне 2015 года сообщали, что «Технопромэкспорт» в обход санкций купит оборудование для двух новых электростанций в Крыму у завода «Сименс технологии газовых турбин», который на 65% принадлежит немецкой Siemens, а на 35% - российским «Силовым машинам». Тогда один источник высказал опасения, что Siemens может отказаться от обслуживания своих турбин в Крыму, на что топ-менеджер крупной инжиниринговой компании ответил, что «запчасти легко можно покупать на заводах Siemens в Китае и Иране, а сервис Siemens уже локализован в России».

Ряд западных СМИ также ставят под сомнение «наивность» концерна, приводя в пример факт посещения главой Siemens Джо Кэзером резиденции Владимира Путина спустя две недели после присоединения Крыма. После приема Кэзер сказал: «Siemens не руководствуется при долгосрочном планировании краткосрочной турбулентностью».

Может ли быть найден компромисс в этой истории? Если Россия согласится на вариант выкупа концерном турбин, то что будет ставить на две крымские ТЭС? Если откажется, то под давлением Запада концерн Siemens может занять принципиальную позицию — не только прекратить поставки энергооборудования российским госкомпаниям, но и вообще уйти из России. Возможность чего, по данным Wirtschafts Woche, рассматривается руководством компании.

Тогда без техобслуживания по всей России останутся не только ТЭС с немецкими газовыми и паровыми турбинами. Но и скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», созданные на платформах Siemens.

Да, конечно — немецкая фирма в таком случае потеряет традиционный российский рынок (первое бюро компании появилось в нашей стране еще в 1853 году), который, наверное, в какой-то перспективе могут занять другие поставщики. В свою очередь, Россия не только лишится миллиардных инвестиций (по данным СМИ, в 2016 году компания инвестировала в российскую экономику 1,2 млрд евро), но и столкнется с громадными проблемами в транспортном, энергетическом и нефтегазовом секторе. 

По информации с официального сайта Siemens, фактически 30% объемов российской транспортировки нефти зависят в том числе и от оборудования концерна. В настоящее время 48 (!) электростанций России оборудованы газовыми и паровыми турбинами компании, обеспечивая 17% установленной мощности ТЭС в России. Суммарная мощность электростанций, где задействовано оборудование концерна, достигает 27,9 ГВт.

Концерн Siemens за время долгой работы в России наладил хорошие отношения с российскими политическими кругами. Вплоть до того, что его обвиняли в коррупционных схемах по линии поставок систем связи в интересах существовавшего некогда Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), медицинского оборудования, а также в дорожных откатах, напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Поэтому естественно, что концерн имеет довольно сильные позиции в России. Тем не менее, если он действительно прекращает поставки оборудования для госструктур и госкомпаний, то, по сути, отказывается от доли на рынке, которую в перспективе займут другие. Например, в этом сегменте активны американская корпорация General Electric, японские компании. В Крым турбины уже перевезли, потребность в них закрыта и можно уже спокойно замещать немцев компаниями из других стран.

Другое дело, что продукция сертифицирована и могут возникнуть проблемы с сервисным обслуживанием. Но Siemens ведь ставит вопрос: либо возвращайте турбины, либо мы уходим. Учитывая, что решение по этому вопросу будет приниматься в Кремле на уровне президента, то такой ультиматум, скорее всего, вынудит его занять жесткую позицию, без смягчения ради лицензированного сервиса.

Скажем, в ответ на санкции Москва вводила свои контрсанкции. Сейчас идет речь о симметричном ответе на арест дипсобственности в США.

Для обслуживания турбин будут, скорее всего, привлекать российских специалистов, подрядчиков, поскольку концерн с помощью своих сотрудников осуществлял, видимо, только надзорные функции. Понятно, что здесь есть риск, поскольку Siemens откажется от решения гарантийных вопросов в случае осуществления регламентных работ сторонними специалистами.

В целом, замещение здесь возможно. Правда, сопряжено с дополнительными затратами, которые, в свою очередь, будут переложены на конечного потребителя. Но коллапса в экономике не произойдет.

«СП»: — Какой-то компромисс возможен? Либо стороны пойдут на принцип, при этом будут избегать темы прекращения деятельности концерна в других сферах, не касающихся поставок турбин?

— Турбины никто отдавать не будет. Это принципиальный вопрос для Кремля, поскольку иное будет означать, что Россия повинуется санкциям. А значит признает, что полуостров — не совсем российская территория.

Кроме того, заместить турбины на российские будет нелегко — нужно открывать тендер, везти новые турбины в Крым, устанавливать и т. д. Все это приведет к отсрочке строительства Симферопольской и Севастопольской ТЭС как минимум на год.

«СП»: — Неформальные договоренности возможны?

— Думаю, их сложно будет достигнуть, поскольку важна публичная реакция. Ведь Siemens явно боится попасть под штрафные санкции.

Видимо, неслучайно на днях департамент Казначейства США по управлению иностранными активами с трехлетней задержкой оштрафовал компанию ExxonMobil на $ 2 млн за сделки с «Роснефтью». Тем самым американские регуляторы как бы намекнули Siemens, что мы все видим. И не верим заявлениям: мол, ничего не знали и думали, что турбины пойдут на Тамань, а не в Крым. В этом смысле потеря энергетического сегмента российского рынка для немецкого концерна меньшее из зол.

Однако ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович полагает, что предпосылки к компромиссу уже видны.

— Siemens сам не хочет раскручивать этот конфликт выше определенного уровня. Смысл заявления концерна: с российского рынка уходить не собираемся, а просто ограничим поставки некоторого вида оборудования по некоторым контрактам. Сознательно указываются госкомпании, хотя понятно, что существуют частные, близкие к государству, которые могут выступить в качестве посредников. Это — признак компромисса, который, по-видимому, заключается в том, что часть контрактов будет разорвана, а остальные останутся в силе.

Понятно, что турбины Москва возвращать не будет, поскольку это чревато большими имиджевыми потерями. Скорее всего, будут предприниматься попытки наладить работу ТЭС с помощью или собственных специалистов, или тех же специалистов Siemens, которые станут работать через третьи компании. Или специалистов из третьих стран, но которые успели поработать с немецким концерном.

Siemens «психанул» ради того, чтобы сохранить лицо перед западными регуляторами, устроил скандал: мол, нас обманули, мы идем в суд, разрываем контракты и т. д.В России, видимо, рассчитывали, что концерн будет делать некий обиженный вид, но не так громко.

Задним умом все крепки, но, конечно, проще было бы строить станции с помощью отечественных технологий. Как известно, у нас есть своя собственная школа турбиностроения в Перми. Но многие агрегаты также производились украинским комплексом «Зоря» — «Машпроект». После разрыва кооперации с Украиной ставку начали делать на свои предприятия в Перми и Ярославской области. Но для быстрого запуска крымских ТЭС решили все-таки перевезти именно немецкие турбины

«СП»: — Возможен вариант, что западные регуляторы будут давить на немецкий концерн с целью заставить его разорвать контракты не только в области поставок турбин?

— Давить можно, но это нанесет прямой ущерб Германии, которая занимает жесткую позицию по антироссийским санкциям, но против их дальнейшего ужесточения. Большое количество немецких компаний продолжают работать в России в самых разных сферах. Так что, возможности давления на такие компании все-таки ограниченные. А если начать их «загонять под плинтус», то это вызовет бурную реакцию немецких властей. Поэтому я не думаю, что и американцы введут новые санкции против России, поскольку ограничения не нравятся в том числе и американскому бизнесу. 

Автор: Антон Мардасов

Источник: Свободная пресса, 21.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики