Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Канцлер против султана: почему в споре Берлина с Анкарой выигрывает Москва

Канцлер против султана: почему в споре Берлина с Анкарой выигрывает Москва

Конфликт между Германией и Турцией продолжается и углубляется. К запрету турецким лидерам проводить агитацию среди немецких турок и ответному запрету Анкарой депутатам бундестага посещать места расположения бундесвера на своей территории (в Германии армия подчинена парламенту, члены которого регулярно инспектируют места расположения вооруженных сил) уже добавились угрозы и захват заложников.

Германия — не Швейцария

Сейчас Анкара пытается заставить Германию выдать политических противников президента-султана, которые укрылись в ФРГ. Турки передали в Берлин список "пособников террористов", 4,5 тысячи документов в доказательство этого списка, после чего Эрдоган заявил, что пока Германия не выдаст этих людей, он будет считать ее страной, поддерживающей терроризм. Однако немцы сочли документы не стоящими доверия и внимания.

После чего Эрдоган решил привести еще один довод. В Турции 5 июля задержали и 18 июля официально арестовали ряд активистов Amnesty International, среди которых немец Питер Штадтнер, а также руководитель турецкого филиала этой организации. Кроме того, под арестом находится корреспондент немецкой Die Welt Дениз Юджель. На призывы немцев их отпустить турки отвечали отказом. "У них суд независимый и длится столько, сколько они считают нужным. А от нас требуют освободить подозреваемых, когда судебный процесс только начался. Это двойные стандарты", — говорил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Однако в германской Bild прошла (или, что более вероятно, была вброшена) информация о том, что Анкара хочет обменять их на двух беглых турецких генералов. Получилось, что Эрдоган взял в заложники европейцев для реализации своих целей.
 
Да, раньше Европа все это проходила. В конце нулевых, когда еще существовала Ливия, сына Муаммара Каддафи — Ганнибала — арестовали в Швейцарии, после чего "брат-лидер" взял в заложники двух швейцарских граждан и заставил президента Швейцарии лично приехать в Триполи и извиниться за непотребство.

Однако немцы повели себя по-другому и ответили угрозами на угрозы. Так, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль посоветовал немецким инвесторам не вкладывать деньги в Турцию. "Я не вижу возможности, чтобы мы как федеральное правительство впредь могли гарантировать дальнейшие немецкие инвестиции в экономику Турции", — отметил он. Ну и заявил, что Берлин рассматривает возможность введения против Анкары экономических санкций — а это серьезно, ведь Германия — один из крупнейших инвесторов в турецкую экономику и крупнейший торговый партнер Анкары. 

Кроме того, глава немецкого МИД порекомендовал гражданам ФРГ не посещать Турцию без крайней необходимости. "То, что сейчас происходит в Турции, произвольные и незаконные аресты правозащитников и журналистов, напоминает мне то, что было в ГДР, — вторит ему министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. — Всем приезжающим в ГДР было понятно, что если что-то случится, им никто не поможет". Тонкий намек германским туристам, коих только в мае в Турции насчитывалось 300 тысяч.

Внутриполитические инвестиции

Чем вызвано такое демонстративное поведение Берлина? Как верно отметил пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын (презентовавший недавно свою книгу о том, как Европа дискриминирует мусульман), "эти неудачные слова являются инвестициями во внутреннюю политику". Элиту страны, а также лично Ангелу Меркель через несколько месяцев ожидают очень важные выборы в бундестаг. Бундесканцлерин нужно набрать очки среди немецких консерваторов, поэтому она поддержала своего министра, назвав наказание Турции "неизбежным и необходимым". 

Исходя из этого предположения, в Анкаре надеются, что кризис долго не продлится. Берлин "должен воздержаться от риторики, которая нанесет долгосрочный ущерб экономикам обеих стран", — говорит министр экономики Турции Нихат Зейбекчи. Однако поведение Берлина объясняется не только выборами. Германия хочет наказать и самого Эрдогана за то, что турецкий президент разрывает политико-культурные связи Турции с Европой и превращает ее в султанат — непредсказуемый, неконтролируемый и враждебный по определению для Европы. "Тот, кто увольняет со службы сотни тысяч чиновников, военнослужащих и судей, сажает в тюрьмы десятки тысяч людей, включая депутатов, журналистов и правозащитников, экспроприирует собственность, закрывает сотни СМИ, огульно обвиняет десятки немецких фирм в поддержке террористов, ратует за восстановление смертной казни, тот, очевидно, хочет повернуть колесо истории вспять", — говорит Зигмар Габриэль. До превращения в султанат еще два года (конституционные поправки вступят в действие в 2019 году), поэтому у ЕС еще есть время продавить Эрдогана. 

Впрочем, и Эрдоган не остается внакладе из-за этого кризиса. Турецкий президент-султан эффективно противостоит Европе на риторическом поле, набирая свой рейтинг среди турецких националистов (его основного электората). Да, при этом очередное дно пробивает его рейтинг среди республиканцев, образованной и проевропейской части населения, однако президент-султан давно считает их отрезанным ломтем и видит свою задачу не примириться с ними, а запугать и продавить (см. "увольняет со службы сотни тысяч чиновников, военнослужащих и судей, сажает в тюрьмы десятки тысяч людей, включая депутатов, журналистов и правозащитников, экспроприирует собственность, закрывает сотни СМИ"). Поэтому он даже в какой-то степени заинтересован в том, чтобы Брюссель лишил Турцию надежд на европейское будущее (что еврочиновники и обещали сделать, если Эрдоган вернет в стране смертную казнь).

Москва смотрит и выигрывает

Впрочем, главным победителем в этом противостоянии может стать Москва, ведь если Германия и Турция решают скорее свои тактические задачи, то Россия благодаря их конфликту решает стратегические. Так, обострение турецко-европейских отношений (из-за референдума и заложников), а особенно на фоне обострения турецко-американских (из-за курдов) ставит Турцию в режим международной изоляции, и единственным окошком для нее является Москва.

Москва, которая (в отличие от западных партнеров) не вмешивается во внутренние дела Турции и через которую можно вести диалог с иранцами, которые тоже не испытывают желания учить президента-султана либеральной демократии и правам человека. А значит, с большой долей вероятности Реджеп Эрдоган будет уважать российские интересы и не путаться под ногами в Сирии.

И это очень важно, особенно сейчас, когда протурецкие боевики должны вести себя смирно и не мешать сирийским войскам наступать в направлении Дейр-эз-Зора, и когда сирийские дипломаты пытаются договориться с протурецкими боевиками об условиях национального примирения. Не говоря уже о том, что ценящий отношения с Россией Эрдоган теоретически может оказать Москве помощь в деле заморозки кризиса в Нагорном Карабахе.

Кроме того, турецко-германское обострение поможет Москве и в диалоге с Европой, особенно в газовом вопросе. Столько лет российские эксперты и чиновники пытались убедить европейцев в том, что турецкий вариант является ненадежным, что Турция будет использовать транзит как политический рычаг — однако Брюссель и Берлин, озабоченные мыслью о диверсификации ради диверсификации, Москву не слушали и упорно пытались делать ставку на "нероссийские" пути поставки, например из Каспия через Турцию.

Сейчас же даже германскому ежу (правда, не польскому) понятно, что Турция стала крайне ненадежной, и с этим что-то нужно делать. Возможно, кто-то в Европе уже начинает обгрызать руки, которыми он толкнул болгар зарубить "Южный поток".  

"Возврата к первоначальному варианту "Южного потока" не может быть даже теоретически. Во-первых, проект имел мощность в 63 миллиарда кубов в год. А на территории России сейчас расширена газотранспортная система от Ямала до Анапы для прокачки только 31,5 миллиарда кубометров. Это как раз две нитки газопровода, из которых одна точно пойдет в Турцию (тот объем газа, который сейчас поступает туркам транзитом через Украину и Болгарию). То есть Москва может поставить через Болгарию лишь 15,75 миллиарда кубов, но и то лишь при получении гарантий невмешательства со стороны Брюсселя", — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, аналитик ФНЭБ Игорь Юшков

Поэтому остается надежда лишь на "Северный поток — 2", который, между прочим, Москва реализует вместе с Германией. И если конфликт между Германией и Турцией не утихнет, то немцы будут еще больше заинтересованы в успехе проекта, а значит, продавят его через Брюссель и будут глухи к политическим завываниям восточноевропейских партнеров.

Автор: Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

Источник: РИА Новости, 21.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики