Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов в программе «Персона Грата» на Радио России

К. Симонов в программе «Персона Грата» на Радио России

«А у нас в квартире газ! А у вас?»... Нашим делегатам на энергетическом саммите в Софии не было нужды декламировать собравшимся этот старый детский стишок. Всем же и так понятно, что в России газ есть. Понятно и что она готова делиться своими ресурсами. Однако каждая страна понимает по-своему взаимовыгодные условия сотрудничества в энергетической сфере. В этом, наверное, главная проблема.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов – желанная персона на «Радио России».

- Как вы оцениваете результаты софийского саммита. Насколько эта встреча была полезной?

Константин Симонов: Сейчас ситуация интересна тем, что Европа получила некоторую передышку с точки зрения ситуации с газом. Экономический кризис действительно приводит к тому, что потребление энергоресурсов, в том числе и углеводородов, идет вниз. По оценкам европейских экспертов, в этом году потребление газа может сократиться там 7-10%. Это приводит уже и к нашим проблемам, и у Европы создается впечатление, что она выскочила из энергетической ловушки и теперь может активно диктовать условия таким странам, как Россия. И этот форум в Болгарии чем-то напоминал съезд победителей, потому что там была попытка сформулировать новую энергетическую повестку со стороны покупателей, которые снова оказались на коне. И, причем, мы видим, что Россия очень нервно к этому относится. Наша реакция не всегда верна, на мой взгляд. Потому что у России все равно есть стратегическое преимущество, о котором вы вспомнили - в России 25 % мировых запасов газа. Это по европейским оценкам. Наши оценки еще выше. Это означает, что если мы говорим об игре в долгую - в перспективе 10-15 лет, Россию заменить на рынке Европы будет очень сложно. А Европа самый проблемный регион с точки зрения газа, потому что собственная добыча падает очень сильно. И я не зря сказал, что кризис - это временная передышка. По оценкам и европейских компаний, и Мирового энергетического агентства, доля импорта в Европе будет расти, и довольно быстрыми темпами, особенно через 5 - 10 лет. И Европа, и на форуме в Софии это было видно, она ставит во главу угла некую диверсификацию поставок. То есть она считает самой главной проблемой, что слишком мало стран поставляют стран на ее рынок. А на самом деле самой главной проблемой надо называть ситуацию в собственном газовом бизнесе, поэтому я и говорю, что несмотря на любой экономический кризис в Европе собственная добыча падаем более чем на 10 миллиардов кубов в год это означает, что, возьмем тот же самый Набукко, вокруг которого идет столько плясок. Что такое Набукко - это 30 миллиардов кубометров газа к 13 году. Если в год добыча будет падать на 10 миллиардов кубов, то через 5 лет 30 миллиардов кубометров не покроют собственную добычу. И именно поэтому я с грустью наблюдаю парадокс современной энергетики. У нас был хороший бизнес между Россией и Европой. Мы заинтересованы в европейском рынке, они заинтересованы в нашем газе. Вдруг европейцы называют Россию главной проблемой своей энергобезопасности. Это странно.

- Это имеет политический подтекст?

Константин Симонов: Если учесть, что в софийском саммите активное участие принимали США. И иногда складывается ощущения, что проблема энергетической безопасности Европы больше заботит Соединенные Штаты, чем самих европейцев, потому что обязательно, если в Европе проходит крупное энергетическое мероприятие, обязательно там спецпредставитель, эксперт из США, которые все время говорят одну и ту же вещь: Россия опасная страна, Россия использует газ как энергетическую дубинку. Есть газ в центральной Азии, давайте строить срочно трубопроводы вокруг России и так далее. Эти идеи, к огромному сожалению, Европой первично не выдвигались. Они выдвигались Соединенными Штатами. И я всегда Европейцам говорю: "это ваша собственная позиция, или позиция США?" Возьмем ту же идею строительства обходных газопроводов из Центральной Азии, минуя Россию, в Европу. Весь этот маршрут находится в зоне политического контроля Соединенных Штатов. Я имею в виду Азербайджан, Грузию и Турцию. Все эти три страны гораздо больше зависят от США, чем от Европы. Европейцам предлагают построить трубу по территории фактически политического контроля Соединенных штатов.

Ситуация с Ираном. Европейские компании давно хотели добывать газ в Иране. Иран для нас, действительно, мог бы стать проблемой. Потому что страна обладает 15% доказанных запасов газа. И газ рано или поздно все равно окажется на рынке. Не может быть, чтобы не оказался. Но в течение долгого периода именно Соединенные штаты не давали европейцам добывать газ в Иране. Претензии Ирана к французской "Тоталь" были вызваны как раз тем, что "Тоталь" отказывалась вкладывать деньги - то есть она получила некоторые лицензии и отказывалась вкладывать деньги. Это не только вопрос политического давления. В "Тоталь" американских акционеров больше, чем французских на сегодняшний день. Таким образом препятствовали инвестициям. Пришел сейчас Обама, есть идея некого изменения политики в отношении Ирана. И опять говорят, что газ из Ирана может пойти в Европу. Но получается, что сменится позиция США по Ирану, опять проект провиснет, а ведь это достаточно серьезные вещи. Поэтому сейчас США активно эти проекты лоббируют, а ведь если посмотреть на ситуацию в Центральной Азии, парадокс ее в том, что этот газ, который сейчас добывается, он уже на европейском рынке существует. Потому что мы этот газ транзитируем в Европу. И очень часто Европа считает, что мы наживаемся на чем-то. Если говорить честно, лет 7-8 назад Россия покупала газ за дешево в Туркмении, продавала дороже, за счет этого получала маржу. Но сейчас мы уже транзитеры газа, мы не продаем этот газ…

Прослушать запись:

Опубликовано: Радио России, 27.04.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики