Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа стремится снизить газовую зависимость от России

Европа стремится снизить газовую зависимость от России

Эксперты обращают внимание на то, что Европа в последнее время совершила ряд шагов, чтобы каким-то образом снизить газовую зависимость от России. В частности, европейцы, судя по всему, договорились с Туркменией о том, чтобы покупать туркменский газ напрямую, без участия Москвы. Вместе с тем, по мнению ряда аналитиков, такого рода шаги Европы могут повредить, в первую очередь, ей самой. Мнение гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова:

«Европа получила передышку, связанную с кризисом. Временно потребление энергоресурсов у Европы упало. Но всё измениться уже в среднесрочной перспективе. Мы же понимаем, что уже в Европе не будут найдены никакие крупные месторождения нефти и газа. Значит, проблема европейского рынка не в том, что Россия грозит ему некоей «газовой дубинкой». На самом деле основная проблема Европы заключается в том, что наблюдается стремительное падение собственной добычи газа. Ей нужен дополнительный газ, который неизвестно откуда она возьмёт. На сегодняшний день Россия покупает в Туркмении порядка 40-42-х миллиардов кубометров газа. Не для себя, а для Европы и Украины. Таким образом, сегодня уже этот газ из Туркмении есть на европейском рынке. Мы берём деньги только за транзит этого газа. Чтобы протянуть трубу из Туркмении, понадобиться минимум пять лет. Значит, надо приходить к России и договариваться о цене транзита».

Следовательно, прямая покупка европейцами туркменского газа без участия российского «Газпрома» возможна только в теории. Поскольку на практике этот газ придётся качать в Европу через российскую территорию.

Да и газа Европе такая прямая сделка не добавит. Поскольку объём добычи в Туркмении не позволяет резко (и даже вообще сколько-нибудь заметно) увеличить поставки. Не говоря уж о том, что всё равно их придётся согласовывать с российскими операторами транзита. Вновь слово Константину Симонову:

«Три страны обладают 55-ю процентами доказанных запасов газа. Это Россия, Иран и Катар. Чтобы Иран вывести на рынок газа, понадобиться минимум семь лет. Сегодня Иран газ импортирует из Туркмении. Европе надо лихорадочно искать дополнительный газ. А она занимается войной с Россией, пытаясь как-то нас ущипнуть. Договор с Туркменией иначе как попыткой ущипнуть Россию назвать нельзя. Смешно подписывать договор на прямые поставки, не имея трубы».

Проблема, конечно, не в том, что европейский рынок недостаточно открыт. Просто сегодня Еврокомиссия ставит перед собой задачу выдавить из него российских газовиков всеми возможными способами (что вообще-то выглядит несколько странным). Понятно, что на европейцев крайне негативное впечатление произвел разгоревшийся в январе газовый конфликт Москвы и Киева, в ходе которого были перекрыты поставки российского топлива в 22-е страны Евросоюза по украинскому маршруту. Многие европейские политики тогда посчитали, что этот конфликт вызван не объективными причинами, а якобы желанием Москвы наказать Киев.

Однако очевидно, что такая маниакальная недоверчивость и маниакальное же стремление снизить зависимость от России в газовом вопросе могут выйти Европе боком. Впрочем, есть надежда, что европейцы в конце концов перестанут играть с заведомо невыполнимыми прожектами, поскольку на кону стоит энергобезопасность всего континента.

Автор: Сергей Врублевский

Источнки: Голос России, 27.04.2009

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики