Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По сути происходит выдавливание Газпрома как конкурента с европейского рынка

По сути происходит выдавливание Газпрома как конкурента с европейского рынка

Французская энергетическая корпорация Engie рассматривает вопрос о прекращении дальнейшего финансирования проекта «Северный поток-2» в случае, если США утвердят антироссийские санкции.
 
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:
 
Ещё два месяца назад Газпром заявлял, что так как финансирование от партнёров получено. Тогда появился буквально первый вариант поправок в американское законодательство, которое касалось санкций против Северного потока-2. Так вот французская компания Engie была одной из первых, которые перечислила деньги, правда, виде кредита. Стратегия противостояния Газпрома санкциям США заключалась как раз в том, что финансирование будет получено предварительно, до того как вступят в силу санкций, чтобы успеть оформить весь проект до того, как американские законодатели оформят какие-либо ограничения. По сути европейских партнёров наказывать пока не за что, так как деньги они перечислили до вступления в силу санкций, а значит, их не нарушали. Во-вторых, Газпром хотел продемонстрировать, что Северный поток-2 - это не новый проект, как это описано в поправках к санкциям относительно России - они касаются только наших новых проектов в плане экспортных газопроводов. Газпром хочет показать, что к моменту принятия санкций он трубы для проекта уже закупил, забетонирован, маршрут газопровода определил, финансирование привлёк, все документы подписал. Значит, его западные партнёры не должны будут ничего выплачивать с учётом принятых США санкции.
 
Я думаю, что в Engie, когда говорят о выходе из проекта, имеют в виду прекращение существования проекта в общем. Дело в том, что компания, которая принадлежит судно-трубоукладчик, может выйти из проекта. Французы скорее всего опасаются именно этого - деньги выделены, трубы заготовлены, а прокладывать некому. В этом случае проект физически не будет реализован. Дело в том, что санкции распространяются на любые компании (не только из Соединенных Штатов, но европейские, азиатские), которые окажут услуги либо выделят какие-то средства, либо еще что-то сделают на сумму больше 1 млн долларов. Понятно, что укладка будет стоить больше этой суммы, поэтому проводить её нельзя. По сути французская компания говорит о том, что если проект не будет реализован, они из него выйдут. Но это логично. Однако пока рано говорить о том, что финансировавшие этот проект европейские компании одна за другой выйдут из проекта. Во-первых, они будут изучать текст этого закона, во вторых, консультироваться с юристами – какие ограничения в водятся, какие шаги можно делать, а какие нельзя, и потом уже будут оценивать, насколько перспективно дальше участвовать в этом проекте. Я считаю, что пока ещё рано кричать "Волки! Волки!" Надо посмотреть, что именно написано в тексте закона о санкциях. Кроме того нужно дождаться, что ответят американцам сами европейцы.
 
Трампу нет смысла накладывать на этот закон вето, так как его легко преодолеть тем большинством голосов, которое на этот счёт имеется в Конгрессе. Однако надо обязательно будет ознакомиться в подробностях с итоговой редакцией - что именно запрещается, а что разрешается. Я думаю, что никто из европейских партнёров Газпрома раньше времени не будет выходить из проекта. Насколько мне известно формулировки санкций очень общие и размытые. Это позволит США использовать санкции и для будущих проектов, реализуемых Россией. В принципе Газпром может обратиться в ВТО и не только. Другое дело, что США создали многие международные институты и организации. И такое обращение будет скорее всего бессмысленным. Однако размытость формулировок позволит и самому Газпрому подавать в суд и отстаивать свои права.
 
По большому счёту мы наблюдаем сейчас очевидное и неприкрытое выдавливание конкурента с рынка. Посмотрим, что скажут по поводу санкций наши европейские партнёры по этому проекту.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 28.07.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики