Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Совбез выступил против экспортной монополии «Газпрома»

Совбез выступил против экспортной монополии «Газпрома»

Межведомственная комиссия при Совете безопасности России рекомендовала определить условия либерализации экспорта

Совбез России предложил ограничить экспортную монополию «Газпрома». Межведомственная комиссия при совете рекомендовала правительству определить условия либерализации экспорта российского газа, пишут «Ведомости» со ссылкой на протокол заседания. 

Есть два пути либерализации экспорта — ограничение монополии «Газпрома» на поставки газа по трубопроводам за рубеж и увеличение объема экспорта сжиженного природного газа. Как возможные изменения скажутся на корпорации?

Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым вопросам Фонда национальной энергетической безопасности: «Рынок сжиженного газа сейчас сложный, будет высокая конкуренция с новой мощностью и при этом низкие цены на углеводороды, это создает проблемы. То есть мы должны быть очень конкурентной ресурсной базой, и затраты по сжижению, по логистике, доставке газа на рынки должны быть очень маленькими, чтобы можно было зарабатывать деньги на этом рынке. Если этот газ придет на тот же рынок, куда поставляет «Газпром», например, на европейский, и создаст конкуренцию, то это будет оказывать давление на цены и, соответственно, сокращать экспортную выручку. Но в каком диапазоне — это, конечно, будет связано с конкретными условиями, которые сложатся к тому моменту на рынке».

Как считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, главная задача государства в том, чтобы либерализация не сказалась на бюджетных поступлениях от газовых компаний.

Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов: «Главное, что появился позитивный сигнал от руководства — над этой проблемой нужно думать, потому что очень долгое время, вы знаете, как говорится, единый экспортный канал оберегали как священную корову. Второе: если говорить о практической реализации таких инициатив, то к этому нужно подходить к этому крайне осторожно. Думаю, что это вопрос не одного заседания и не ближайших недель. Требуется взвешенное решение с тем, чтобы, с одной стороны, создать необходимые условия для того, чтобы другие российские компании могли быть подключены к экспорту газа за рубеж, в том числе по западному и по восточному направлению, и также сделать условия такими, чтобы возникшая неизбежно конкуренция между российскими поставщиками не наносила ущерб государству в виде того, что когда идет конкурентная борьба, падают цены на внешних рынках. Если говорить именно о сегменте СПГ, то, безусловно, целевыми рынками является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем сейчас это не только Япония, Корея, Китай, Тайвань, но и рынки стран Южной Азии. Это и Индия, которая сегодня масштабно уже вышла на рынок СПГ как крупный его потребитель, это и Бангладеш, это и Пакистан. Скоординированная стратегия выхода на рынки, на которых Россия еще не представлена, действительно важна в силу того, что мир сегодня входит в период переизбытка предложения сжиженного природного газа, как минимум до 2020 года».

Если независимые производители газа получат доступ к экспортной трубе пропорционально доле в добыче, выручка «Газпрома» может снизиться на 6,5 млрд долларов, говорит собеседник «Ведомостей». «Газпром» отправляет на экспорт около 40% добытого газа. 

Источник: BFM.RU, 07.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики