Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Через год на спасение украинского транзита газа понадобится $10 млрд

Через год на спасение украинского транзита газа понадобится $10 млрд

Украинская газотранспортная система изношена и нуждается в полной модернизации, на которую у Киева нет денег. При этом до конца контракта с "Газпромом" ГТС отработает без проблем в силу неполной эксплуатации, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Если "Нафтогаз Украины" будет экономить на инвестициях в газотранспортную систему страны, это может обернуться техническими проблемами с транзитом, говорят украинские чиновники.  

"Считаю бестолковой политику "Нафтогаза" относительно транспортной системы. Они ее для себя, скажем, уже зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. С такой позицией "Нафтогаза Украины" мы можем дойти до того, что "Укртрансгаз" может быть технически не готов к прокачке газа", - сказал глава Минэнерго Украины Игорь Насалик.

Несмотря на то, что 100% "Укртрансгаза" принадлежит "Нафтогазу", между топ-менеджментами обеих компаний уже почти год длится серьезный конфликт, связанный с разницей в подходах по ключевым вопросам. Среди них - отношение к самой газотранспортной системе. "Укртрансгаз" занимается эксплуатацией системы магистральных газопроводов и 12 подземных хранилищ газа.

При этом в "Нафтогазе" начали активно сокращать инвестиции в ГТС. В середине июня в компании обсуждался финансовый план "Укртрансгаза" на текущий год, по его итогам сообщалось о корректировке объема инвестицй в газотранспортную систему. Повод - риски прекращения транзита российского газа. 

Позиция "Нафтогаза" по инвестициям в ГТС, вызванная политическими соображениями, может серьезно ударить по экономике страны. "Если она (ГТС) будет не готова - это для нас будет катастрофа", - заявил накануне Игорь Насалик, предупреждая о последствиях изношенности ГТС.

Где взять $10 млрд

Игорь Юшков называет эту ситуацию частью борьбы за бюджеты.

"Каждый хочет получить "Укртрансгаз" под свою юрисдикцию, выбить бюджеты под модернизацию ГТС, используя для этого страшилки. При этом проблема изношенности ГТС существует, и она серьезней, чем об этом говорят украинские чиновники. Недофинансирование ГТС хроническое, требуется полная модернизация всей системы, на это нужно более $10 млрд", - пояснил эксперт.

Понятно, что у страны нет таких денег, давать их никто не спешит из-за отсутствия гарантии долгосрочного транзита российского газа. А этих гарантий, в свою очередь, нет, так как "Газпром" стремится создать обходную систему газопроводов, оставив через ту же Украину транзит в Румынию, Молдавию в объеме 10-12 млрд. кубов. 

ГТС  продержится до конца контракта с "Газпромом"

Задача заинтересованных украинских чиновников, которые предрекают катастрофу ГТС - напугать, в первую очередь, европейцев, чтобы те надавили на Порошенко, и власть дала деньги из бюджета на модернизацию. В реальности же система обновлена не будет, средства уйдут в песок, говорит Юшков.

"Модернизация возможна, если европейцы запретят строить обходные газопроводы, и России придется использовать украинский транзит. Вот тогда за чужой счет Украина сможет провести эту модернизацию. С учетом же нынешнего состояния ГТС можно сказать, что еще год, до окончания контракта с Россией, она точно сможет проработать нормально", - уверен эксперт. 

Если вторую половину года "Газпром" будет пользоваться OPAL на полную мощность, то с украинского транзита уйдет около 7 млрд кубов, останутся примерно 83-86 млрд. Вся украинская газотранспортная система на входе была изначально рассчитана чуть ли не на 180 млрд кубов, так что прокачивать нынешний объем она может.

"На профилактику у "Нафтогаза" деньги есть, никаких сверхвложений не нужно, и думаю, что Насалик, скорей, запугивает, чтобы выбить бюджеты и их освоить. Модернизации не будет, а все его призывы продиктованы сиюминутной наживой", - заключил Игорь Юшков

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 07.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики