Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Плюс $5 млрд: украинские газовые амбиции к России лишь ими и останутся

Плюс $5 млрд: украинские газовые амбиции к России лишь ими и останутся

Решение «Нафтогаза Украины» повысить исковые требования на 5 миллиардов долларов в споре с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже основаны на понимании Киевом зыбкости своих позиций. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Как известно, в конце мая суд Стокгольма вынес промежуточное решение по части иска „Нафтогаза“ к „Газпрому“, которая касалась поставок газа Украине. Хотя обе стороны трактовали итоги по-своему, из анализа заявлений можно сделать вывод: компания РФ осталась „в плюсе“ примерно на 3 миллиарда долларов по совокупности взаимных претензий. Решение о „повышении ставок“ Киев принимал, скорее всего, исходя из желания по итогам выигрыша в „транзитной“ части иска отсудить порядка 2 млрд в свою пользу.

Как известно, Киев требует отмены принципа take-or-pay (бери или плати), прописанного в двустороннем контракте. Главный аргумент — это невыгодная и устаревшая форма договоренностей. В этом украинская сторона лукавит: на сегодняшний день это наиболее распространенная в мире практика при сделках на газовом рынке, при этом российские условия были гораздо мягче, чем предъявляют в аналогичных контрактах крупные мировые экспортеры газа во всем мире», — отмечает эксперт. 
 
Сегодня коммерческий директор украинской «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко заявил, что компания намерена более чем на $5 млрд увеличить требования к «Газпрому» в Стокгольмском суде по иску о транзите. То есть требования Украины с $13 млрд могут вырасти до более чем $18 млрд. Иск был подан в октябре 2014 года: Киев потребовал взыскать с российского холдинга компенсации за непредоставленные для транзита объемы газа и проценты с этой суммы. На днях глава «Нафтогаза» Андрей Коболев объявил, что Украина подаст в стокгольмский арбитраж дополнения к иску о транзите. 
 
«Суть происходящего: „Газпром“ требует от украинской компании лишь соблюдения подписанных контрактов. При этом об отмене самих контрактов речи не идет — суд не вправе их отменить. В его компетенции лишь пересмотреть отдельные условия, если они будут признаны кабальными или ценообразование в мире изменилось настолько, что требуется пересмотр. 
 
Именно на это и упирает украинская компания. Скорее всего, задолженности за 2009-2013 годы по поставкам ей простят — все равно Украине таких денег не выплатить. Ситуация уникальна тем, что газовые договора между Москвой и Киевом, наверное, впервые в истории опубликованы в интернете, их может увидеть любой желающий. И ущемление законных интересов „Газпрома“ станет беспрецедентной дискредитацией авторитета Стокгольмского арбитража, на это Европа не пойдет», — считает Игорь Юшков.

Киев загоняет себя в «газовую ловушку»

«Газпром» в 2015 году подал встречный иск, потребовав взыскать с «Нафтогаза» плату за недобор контрактных объемов газа в 2012–2013 годах, которую украинская сторона должна была оплатить по правилу take-or-pay. А 31 мая 2017 года Киев объявил, что суд постановил отменить формулировку «бери или плати» в требовании взыскать с украинской компании $34,5 млрд. Российская компания назвала решение промежуточным и призвала дождаться окончательного. 
 
«Украина сама себя загоняет в газовую ловушку. Киев на международных площадках регулярно объявляет, что строящиеся российские газопроводы „Турецкий поток“ и „Северный поток-2“ — проекты политические и убыточные, а транзит газа в Европу через Украину является наиболее выгодным маршрутом. Но в то же время Киев еще в 2014-м потребовал повысить плату за транзит, что сделает поставки для Европы дороже. 
 
Параллельно „Нафтогаз“ выставляет многомиллиардные претензии за контрактное правило, которое во всем мире считаются нормой. А с 2019-го, когда истекут действующие контракты с РФ, однозначно резко поднимет плату за транзит. Своими действиями Киев напрямую доказывает выгодность обходных газопроводов, а для верности закрепит эти утверждения решением европейского суда. 
 
Москве такой расклад только на руку — Европа придет к пониманию неизбежности строительства новых трубопроводов и ухода от недоговороспособной Украины. При этом нынешние шаги по повышению исковых требований к „Газпрому“ у Киева идут от понимания зыбкости своих позиций и попыток демонстрировать браваду в крайне невыгодных для себя условиях. Все понимают: решение суда будет взвешенным — „Газпрому“ в итоге присудят 3-4 миллиарда долларов штрафа. Платить Украине придется, но она сделает все, чтобы максимально отсрочить этот момент», — заключает Игорь Юшков
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 08.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики