Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Мы никуда оттуда не уйдем»

«Мы никуда оттуда не уйдем»

«Роснефть» выдала $6 млрд венесуэльскому режиму, но они не окупятся ни в политическом, ни в экономическом смысле

Аванс «Роснефти» в адрес государственной нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA за будущие поставки нефти достиг $6 млрд. Полное погашение долга по предоплате «Роснефть» ожидает в 2019 году, однако этот сценарий выглядит не очень реалистично.

Венесуэла находится на грани дефолта: ВВП падает двузначными темпами, инфляция в прошлом году составила 900%. На $10 млрд золотовалютных резервов приходится $150 млрд внешнего долга. Экономический коллапс в стране происходит на фоне острого конфликта между оппозиционным парламентом и президентом Венесуэлы Николасом Мадуро — в ходе уличных столкновений уже погибли более ста человек.

Несмотря на угрозу банкротства и гражданской войны, руководство «Роснефти» продолжает подписывать с Венесуэлой все новые соглашения о сотрудничестве. «Как я уже неоднократно повторял, мы никогда оттуда не уйдем и никто нас не сможет оттуда выгнать», — сказал 3 августа Игорь Сечин.

Власти Венесуэлы такой расклад устраивает: США в скором времени могут ввести санкции на импорт венесуэльской нефти, и тогда PDVSA понадобится быстро перенаправить экспортные потоки на другие рынки. А вот мотивацию «Роснефти» понять сложно. «Новая» узнала у экспертов, что удерживает госкомпанию в горячей точке и чем может закончиться венесуэльский проект.

Михаил Крутихин, партнер компании Rusenergy:

— Часть венесуэльского проекта была рассчитана на то, чтобы поставлять закупаемую в Венесуэле сырую нефть в Индию, где «Роснефть» приобрела мощный нефтеперерабатывающий завод. Большую часть российской нефти «Роснефть» уже заложила китайцам, поэтому и планировалось перерабатывать венесуэльскую. Но венесуэльская нефть очень густая и даже не загружается в танкер — для поставок в Индию нужно предварительно смешать ее с легкими сортами нефти, которые тоже нужно закупить. Это техническая проблема. Другая проблема состоит в том, что Венесуэла сейчас снижает нефтедобычу по политическим причинам — страна находится на грани гражданской войны. С рынка ушли все иностранные компании, способные дать хоть что-то в плане технологий, инвестиций и опыта. Нефтяная отрасль будет деградировать и дальше.

Поэтому «Роснефть» сейчас столкнулась с колоссальными проблемами. Поставки в Россию из Венесуэлы уже были, но потом их начали срывать, хотя деньги давно уплачены. То, что «Роснефть» сейчас заливает в Венесуэлу дополнительные денежные средства, — абсолютно безумное поведение. Эти деньги никогда не удастся вернуть, и тем более вернуть с прибылью. Другие российские компании, которые вошли в Венесуэлу вместе с «Роснефтью», вовремя осознали нереальность получения там коммерческой прибыли. Это «Лукойл», «Сургутнефтегаз» — компании, которые следуют законам экономики. Они быстро все поняли и про венесуэльский режим, и про нефтяную отрасль. Я бы не стал искать в нелогичном поведении «Роснефти» теории заговора или глубокую политику.

Все объясняется глупостью или жадностью — плохим расчетом рисков и, возможно, какими-то схемами с венесуэльскими чиновниками.

Политический фактор здесь не так силен — деньги в любом случае не спасут венесуэльского диктатора, которого ненавидит больше половины страны.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

— Этот регион изначально не отличался политической стабильностью, поэтому в какой-то степени риски учитывались сразу. Понятно, что сейчас инвестиции «Роснефти» под угрозой, проекты отложены. Думаю, что не только по причине политической турбулентности — венесуэльская нефть сверхвязкая, чтобы ее транспортировать, нужна определенная подготовка.

Чтобы минимизировать возможные потери, проекты лучше заморозить до лучших времен. Тем более что в периметре России есть куда более интересные нефтяные провинции, в которые можно вложить деньги с хорошей отдачей. При этом нужно понимать, что Венесуэла обладает огромными ресурсами (первое место в мире по запасам углеводородов — около 300 млрд баррелей. — А. Х.), — если с ними не сотрудничаем мы, то туда в том или ином виде приходят наши конкуренты.

Сейчас «Роснефть» фактически осталась в Венесуэле одна. 

Автор: Арнольд Хачатуров

Источник: Новая газета, 10.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики