Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции как сорок лет назад

Санкции как сорок лет назад

Для России сейчас многое зависит от позиции Европы

Новый американский акт не только ужесточает уже действующие санкции в отношении России. Там есть и новые пункты – в частности, параграф о возможности введения санкций относительно компаний, которые инвестируют в строительство трубопроводов из России или поставляют для них оборудование, трубы, информацию или просто оказывают любые услуги на сумму более $1 млн.

Санкции относительно трубопроводов не являются обязательными – президент США может их ввести, а может и нет. Более того, сам акт связывает введение санкций против «Газпрома» с фактом сознательного ограничения им поставок в страны НАТО, а также Грузию, на Украину и в Молдавию. Это даже занятно – «Газпром» и не собирается сокращать поставки в Европу и Турцию. А та же Украина сама гордо отказывается брать газ на российско-украинской границе. Но ясно, что на Трампа будет оказано жесткое давление, способное превратить глагол may в shall.

При этом в трубопроводном пункте говорится, что президент может ввести санкции в координации с союзниками США. И вот этот момент ключевой. Потому что дело как раз в этих самых европейских союзниках. Данный параграф сразу отправляет нас на 40–50 лет назад, когда газовое сотрудничество между Западной Европой и СССР только начиналось. Первый контракт с западной страной – Австрией – был подписан почти 50 лет назад, в 1968 г. Потом последовал договор с Германией в 1970 г., получивший название «газ – трубы». Германия давала кредиты, на которые СССР покупал трубы и оборудование для газопроводов. Период газовых сделок на самом деле по времени занял более 10 лет. Так, важная сделка была заключена в ноябре 1981 г. Она стала основой строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, судьба украинской части которого и решается сегодня. По иронии судьбы США сегодня защищают трубу, строительство которой они всеми силами пытались сорвать в 80-е гг.

В 1970–1980-е европейские политики испытывали жесточайший прессинг со стороны Вашингтона. Ситуация была удивительно похожа на сегодняшний день. Европа и СССР были, мягко говоря, политическими оппонентами. СССР вел довольно агрессивную внешнюю политику, особенно ярко проявившуюся во вторжении в Афганистан в декабре 1979 г.

США не только убеждали европейских партнеров отказаться от газовых проектов с СССР, но и постоянно вводили санкции против СССР. Наиболее серьезными были рождественские санкции Рейгана конца 1981 г. Но это не привело ни к отказу европейцев от сделок, ни к срыву строительства газопроводов. Более того, европейские политики довольно жестко ответили США, у которых, как и сейчас, в этой истории был не только политический, но и коммерческий интерес (они продавали уголь в Европу). Deutsche Bank, игравший ключевую роль в кредитовании проекта, после рейгановских санкций все же думал закрыть свой офис в Москве, но от этой затеи отказался. Вот и сейчас многое будет зависеть от позиции европейцев. Тогда американские санкции их только разозлили.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 08.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики