Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азия может прийти на смену Европе в финансировании «Северного потока-2» в условиях санкций США

Азия может прийти на смену Европе в финансировании «Северного потока-2» в условиях санкций США

Санкции США создают риски для реализации российских энергопроектов, но возможный выход западных партнеров эти проекты не закроет. Такое мнение высказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
Санкции США могут негативно сказаться на реализации проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток", причем в случае со строительством "Потока" это может отразиться на финансировании. Такое мнение озвучили эксперты международного рейтингового агентства Moody's.
 
"Закон о санкциях ставит под угрозу партнеров, инвесторов, кредиторов и подрядчиков "Газпрома" и создает риски того, что строительство обоих газопроводов будет задержано... Может помешать "Газпрому" осуществить строительство "Северного потока-2" с использованием проектного финансирования, как первоначально планировала компания, чтобы рефинансировать часть своего долга, в том числе займы от партнеров, с помощью более долгосрочных и более выгодных кредитов", - отмечается в отчете Moody's.
 
Кроме того, меры могут ослабить позиции "Газпрома" на переговорах с Украиной по тарифам на транзит газа.
 
"Ослабление переговорной позиции "Газпрома" может привести к росту его транзитных расходов из-за более высоких транзитных тарифов и объемов по сравнению с теми, которые планировались ранее", - допускают аналитики агентства. 

Варианты адаптации

Тот миллиард, который переведен западными партнерами "Северного потока-2" - это пятая часть общей суммы, ожидаемой от кредиторов, напоминает Станислав Митрахович.
 
"Ситуация будет зависеть от дальнейшего развития событий. Например, французская компания Engie уже начала говорить, что рассматривает вариант прекращения финансирования. Но даже если финансирование партнерами прекратится, у "Газпрома" не будет проблем с тем, чтобы эти деньги найти. Конечно, наличие западных партнеров как кредиторов укрепляет, но это не значит, что проекту конец. Собственно, до действующих санкций "Газпром" под финансовые санкции не подпадал, в последние три года мог занимать и это делал", - сказал Митрахович, предположив в качестве варианта займ у китайских инвесторов.
 
Кроме того, участвующие в проекте "Северный поток-2" компании могут искать варианты адаптации к условиям санкций. Можно ведь эти меры интерпретировать по-разному, и корпоративные юристы наверняка работают над тем, чтобы показать, что их финансирование не подпадает напрямую под санкции, допустил эксперт. 

Рост цен на украинский транзит ляжет на плечи европейских покупателей

Что касается продления контракта с Украиной на транзит, договор прекращает свое действие 1 января 2020 года, а значит, в следующем  году его придется действительно переоформлять. Как известно, Украина пытается поднять тарифы, "Газпром" отказывается платить по повышенной ставке, в итоге Киевом был подан иск в Стокгольмский арбитраж.
 
"Но решения пока нет и я уверен на 90%, что оно будет не в пользу Киева. К тому же "Газпром" может заявить европейским компаниям, что если они готовы поддерживать украинский транзит, то на них будет переложена дополнительная стоимость прокачки через Украину. Вряд ли это кого-то устроит", - сказал Митрахович

Незначительная цифра

Относительно "Турецкого потока" ряд экспертов допускает, что в условиях санкций Анкара может диктовать свои условия России. По мнению Станислава Митраховича, это маловероятно.
 
"Даже если будет построена вторая нитка "Турецкого потока", все равно там будет идти объем 15 млрд кубов, что на фоне 179 миллиардов, которые "Газпром" отправил в прошлом году в Европу и Турцию, незначительная цифра", - пояснил он.
 
В целом тезисы Moody's верны - факт возникновения рисков из-за санкций есть, но это не более чем прогнозы.
 
"Если санкции будут применяться в жестком варианте, тогда можно заставить компании изменить свое участие в "Северном потока-2", и "Газпрому" придется искать деньги, что, повторюсь, не смертельно", - резюмировал возможные последствия Митрахович
 
Автор: Игорь Скрыпач
 
Источник: Экономика сегодня, 10.08.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики