Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Объемы угля из США могут обеспечить Украине дорогую, но непродолжительную энергонезависимость от России - дней на десять

Объемы угля из США могут обеспечить Украине дорогую, но непродолжительную энергонезависимость от России - дней на десять

В США провели торжественную церемонию отправки первой партии угля из Пенсильвании на Украину. Украинские власти надеются, что американский уголь поможет стране пройти следующий отопительный сезон.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Ситуация с поставкой угля из США на Украину очень схожа с ситуацией по поставке сжиженного газа из этой же страны. Я думаю украинцы из политических соображений стали покупать у США энергоносители, пытаясь продемонстрировать свою политическую лояльность Вашингтону, чтобы он поддержал Украину. Литва и Польша делают то же самое - из этих же политических соображений покупают у США СПГ. Правда, стоит это дороже, чем если бы они покупали газ у России. Но обе страны оправдывают это тем, что якобы диверсифицируют собственные поставки энергоносителей. Причём в этой ситуации Вашингтон оказывается основным выгодоприобретателем, так как в США нет государственных компаний. Это значит что американские компании продают свой газ по рыночным, высоким, ценам. Таким образом они зарабатывают на продаже СПГ Польше и Латвии, а теперь ещё будут зарабатывать на продаже угля Украине. Если американские компании не продадут их здесь, то продадут на азиатском рынке, где получат более высокую маржу. Я думаю, что все эти поставки – это исключительно PR-кампания и в некотором смысле информационная кампания, демонстрирующая политическое влияние США.

В свое время, когда США принимала закон о санкциях против России, президент Украины Порошенко писал в соцсетях, что, мол, санкции применяются против нас в соответствии с их договорённостями США. Таким образом они демонстрируют свою причастность к политике США и свои особые с ними отношения, в которых якобы могут управлять процессом. Я думаю, что сейчас складывается похожая ситуация, когда Украина заявляет, что договорилась с США на поставки дешёвого угля. Но вскоре Министерство промышленности и торговли Украины опубликует реальные цены, по которым произошла покупка, и мы увидим, что этот уголь отнюдь не дешёвый, а в два раза дороже российского. Зато Украина будет громко рапортовать, что диверсифицирует свои источники электроэнергии, покупая уголь у США, Польши и ЮАР. Таким образом покупки в США – это политический шаг, а с экономической точки зрения украинцы все равно будут покупать основной объём угля у нас.
Причём контракт с США заключён на объем 700 тыс. тонн, а, насколько я помню, в сутки Украина потребляет порядка 70 тыс. тонн угля. Явно такими объемами они не смогут в полном объему заменить поставки из России. Поэтому США навряд ли смогут составить какую-либо конкуренцию нашей стране на рынке поставок угля для Украины. Допускаю, что сам этот уголь вполне может быть дешёвым, но стоимость поставки его из США в Украину определенно сделает его дорогим. В принципе любые поставки из других стран угля будут стоить дороже, чем поставки из России, которая является ближайшим соседом Украины и располагает добычей нужного типа угля. Поляки могут поставить уголь, который на Украине используется всего лишь на нескольких электростанциях, и не могут полностью заменить российский уголь. По-хорошему аналога российского угля у Украины нет. Если бы он был, то Украина наверняка уже давно им бы воспользовалась. Поэтому что касается американского угля, то его объемы могут обеспечить Украине дорогую, но непродолжительную энергонезависимость - дней на десять. И уж тем более речь не идёт ни о каких запасах на зиму или о том, что удалось слезть с энергетической иглы России. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 22.08.2017 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики