|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые парадоксы Газовые парадоксыОдним из парадоксов современной политики являются энергетические отношения между Россией и Европой. Они постоянно ухудшаются, хотя Европе будет трудновато без российского газа, а нам — без европейского рынка. ЕС интенсифицировал поиски альтернатив российскому газу, а также одобрил третий энергопакет, который многие считают антироссийским. Российские власти реагируют на это нервно и цепляются за два положения: совместную ответственность продавцов и покупателей за страны-транзитеры и сохранение долгосрочных газовых контрактов. Возникает второй парадокс. Если разобраться, то предлагаемое нами должна защищать Европа, и наоборот. ЕС заверяет, что готов в одностороннем порядке вложить деньги в модернизацию украинской ГТС. Ну и прекрасно: газ-то все равно в ней будет прежде всего российский. Из третьего энергопакета совершенно не следует необходимость продавать газ Европе на границе РФ и Украины. Как раз наоборот. Да, он предполагает запрет на одновременное владение добывающими и транспортирующими энергетическими активами. Это воспринимается как крест на планах «Газпрома» контролировать газопроводы в ЕС. Но задача вообще-то была в другом: добиться выхода на конечного потребителя. А третий пакет как раз помогает ее решить. Мало обращают внимания на основной принцип пакета: либерализацию доступа к газовой инфраструктуре. Если у собственника газа есть контракт с потребителем, то владелец газопроводов не имеет права создавать ему препятствий для доставки газа. Эта философия хороша для покупателя в ситуации, когда спрос на товар меньше предложения. Иное дело, когда товар востребован. В 2009 г. спрос на газ в Европе резко сократится, но это временная передышка. Самое страшное для Европы — не Россия, а падение собственной добычи. Nabucco не покроет даже половины выбывающего производства газа за тот период, пока он будет строиться. Когда же его закончат, на пик добычи как раз выйдет Норвегия. МЭА прогнозирует к 2030 г. долю импортного газа на рынке ЕС в 85%. Теоретически там может появиться Иран — но это политически непростой вариант. ЕС намерен вложить 188 млрд евро в расширение газопроводов на своей территории. Ну и прекрасно — главное, чтобы российский газ получил к ним недискриминационный доступ. Считается, что, играя по европейским правилам, мы вынуждены будем пустить газ из Центральной Азии в Европу. Так мы уже это сделали, де-факто выполнив требования нелюбимой энергетической хартии. Мы больше не перепродавцы, а транзитеры газа из ЦАР. Так что, возможно, и не стоит гнаться за всем газом постсоветского пространства, а также пугать Европу газовой трубой в Китай. Лучше требовать от ЕС полного выполнения того, что наобещали в 2009 г. А то, глядишь, летом выберут новый состав Европарламента, осенью — новую Еврокомиссию, да забудут и про третий энергопакет, и модернизацию украинской трубы за свой счет. Автор: Константин Симонов Опубликовано: Ведомости, 12.05.2009 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|