Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые парадоксы

Газовые парадоксы

Одним из парадоксов современной политики являются энергетические отношения между Россией и Европой. Они постоянно ухудшаются, хотя Европе будет трудновато без российского газа, а нам — без европейского рынка.

ЕС интенсифицировал поиски альтернатив российскому газу, а также одобрил третий энергопакет, который многие считают антироссийским. Российские власти реагируют на это нервно и цепляются за два положения: совместную ответственность продавцов и покупателей за страны-транзитеры и сохранение долгосрочных газовых контрактов.

Возникает второй парадокс. Если разобраться, то предлагаемое нами должна защищать Европа, и наоборот. ЕС заверяет, что готов в одностороннем порядке вложить деньги в модернизацию украинской ГТС. Ну и прекрасно: газ-то все равно в ней будет прежде всего российский. Из третьего энергопакета совершенно не следует необходимость продавать газ Европе на границе РФ и Украины. Как раз наоборот. Да, он предполагает запрет на одновременное владение добывающими и транспортирующими энергетическими активами. Это воспринимается как крест на планах «Газпрома» контролировать газопроводы в ЕС. Но задача вообще-то была в другом: добиться выхода на конечного потребителя. А третий пакет как раз помогает ее решить. Мало обращают внимания на основной принцип пакета: либерализацию доступа к газовой инфраструктуре. Если у собственника газа есть контракт с потребителем, то владелец газопроводов не имеет права создавать ему препятствий для доставки газа.

Эта философия хороша для покупателя в ситуации, когда спрос на товар меньше предложения. Иное дело, когда товар востребован. В 2009 г. спрос на газ в Европе резко сократится, но это временная передышка. Самое страшное для Европы — не Россия, а падение собственной добычи. Nabucco не покроет даже половины выбывающего производства газа за тот период, пока он будет строиться. Когда же его закончат, на пик добычи как раз выйдет Норвегия. МЭА прогнозирует к 2030 г. долю импортного газа на рынке ЕС в 85%. Теоретически там может появиться Иран — но это политически непростой вариант.

ЕС намерен вложить 188 млрд евро в расширение газопроводов на своей территории. Ну и прекрасно — главное, чтобы российский газ получил к ним недискриминационный доступ. Считается, что, играя по европейским правилам, мы вынуждены будем пустить газ из Центральной Азии в Европу. Так мы уже это сделали, де-факто выполнив требования нелюбимой энергетической хартии. Мы больше не перепродавцы, а транзитеры газа из ЦАР. Так что, возможно, и не стоит гнаться за всем газом постсоветского пространства, а также пугать Европу газовой трубой в Китай. Лучше требовать от ЕС полного выполнения того, что наобещали в 2009 г. А то, глядишь, летом выберут новый состав Европарламента, осенью — новую Еврокомиссию, да забудут и про третий энергопакет, и модернизацию украинской трубы за свой счет.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: Ведомости, 12.05.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики