Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Первая скважина России в Черном море: «Роснефть» и Eni забурятся в октябре

Первая скважина России в Черном море: «Роснефть» и Eni забурятся в октябре

Буровая установка, которая будет искать нефть и газ в Черном море для «Роснефти» и итальянской Eni, уже направляется к месту работ. Об этом вчера заявил заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. «Компания („Роснефть“) идет в графике, заявленном в своей программе. Надеюсь, что все состоится успешно… По моей информации, буровая вышла… из порта и идет в сторону Черного моря», — сказал замглавы Минэнерго. Ранее председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что буровые работы на Западно-Черноморском участке начнутся во второй половине лета. По нашим данным, бурение параметрической скважины начнется не раньше октября.

Позавчера полупогружная плавучая буровая установка (ППБУ) Scarabeo 9 итальянской компании Saipem покинула порт Лас-Пальмаса на Канарских островах в Атлантическом океане и движется сейчас в сторону Гибралтарского пролива со скоростью 5,1 узла (около 10 километров в час). По данным навигационного портала Marinetraffic, ППБУ следует в румынскую Констанцу, куда должна прибыть 20 сентября. Там на установке проведут операцию по монтажу буровой вышки. Дело в том, что высота Scarabeo 9 составляет не менее 80 метров, а для прохода под мостами Босфорского пролива не должна превышать 60 метров. Поэтому летом ППБУ находилась в порту Лас-Пальмаса, где проходили работы, как сообщала Saipem, по модификации — демонтажу части буровой вышки и превращению ее в съемную. Эту часть работ также оплачивает заказчик, заявили в итальянской компании.

 

Буровая установка взяла курс на Черное море. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

 

После Констанцы буровая установка Scarabeo 9 уже отправится к российским берегам и начнет подготовку к бурению, которая займет не менее недели. Таким образом, бурение в Черном море начнется не раньше октября.

Работы будут вести на участке Вал Шатского Западно-Черноморской площади, что в 100 километрах от побережья между Новороссийском и Туапсе. По соглашению об освоении площади с «Роснефтью», подписанном в 2012 году, итальянская Eni полностью оплачивает геологоразведочные работы. В самом проекте итальянцы владеют 33%, остальное принадлежит «Роснефти». По данным российской компании, всего площадь может содержать 1,36 млрд тонн условного топлива. Однако подтвердить их наличие может только поисково-разведочное бурение, которое и будет вести ППБУ Scarabeo 9.

 

Лицензионные участки «Роснефти» на шельфе южных морей. Фото: rosneft.ru.

 

Как сообщила итальянская Saipem, по подписанному в мае контракту с Eni, буровая установка пробурит в Черном море одну скважину. Возможно строительство еще одной, но все будет зависеть от первоначальных результатов, говорится уже в отчете Saipem за первый квартал 2017 года. Работы будут вестись при глубине моря до 2200 метров. В компании также сообщили, что стоимость фрахта буровой установки среднерыночная. По данным специализированного издания Offshore, сегодня она составляет для буровых установок класса Scarabeo 9 $ 272 тыс. в сутки. Источник РБК называл похожую цифру — $ 300 тыс. По его словам, бурение одной скважины займет около полутора месяцев. Фрахт Scarabeo 9 для ее строительства обойдется, таким образом, итальянской Eni примерно в $ 15 млн. Общая стоимость скважины будет куда выше, так как в нее не включены трубы, необходимые растворы, обслуживание буровой установки судами-снабжения и прочие расходы. Ранее стоимость бурения глубоководной скважины в Черном море составляла около $ 100 млн. Хотя после падения цен на нефть снизились и ставки фрахта буровых установок — более чем вдвое. 

Главное отличие совместного проекта «Роснефти» и Eni от остальных нынешних шельфовых проектов в России — впервые построят скважину в Черном море (без учета Крыма, где они бурились при Украине, а с 2014-го построили несколько на уже действующем Одесском месторождении). При этом именно бурение показывает реальные запасы нефти и газа или их отсутствие. Сейсморазведка позволяет получать данные лишь о возможном их наличии.

Кроме того, совместный российско-итальянский проект подпадает под санкции ЕС и требует специальных разрешений итальянских и европейских регуляторов на участие в проекте европейских компаний, использование буровой установки и предоставления услуг по ее работе. Нынешняя же ситуация показывает, вероятно, что все согласования пройдены и санкционные настроения в Европе смягчились. Поэтому начало работы Scarabeo 9 в Черном море может стать неким прорывом в отношениях ЕС и России.

Ранее ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорил EADaily, что стремление Eni продолжать сотрудничество с «Россией» надо рассматривать в комплексе, так как у компании с «Роснефтью» немало и других проектов (например, освоение гигантского месторождения Зор на шельфе Египта), а открытие месторождения в Черном море, где развита инфраструктура, позволит итальянской компании записать его себе в актив и улучшить свое положение на рынке.

«Россия продолжает оставаться одним из самых привлекательных нефтегазовых рынков. Здесь есть политическая стабильность, себестоимость добычи нефти и газа достаточно низкие, а альтернативой могут быть удаленные от континента глубоководные регионы с высокой себестоимостью или страны с нестабильной политической ситуацией», — сказал Игорь Юшков.

Напомним, что ранее возобновить свой черноморский проект с «Роснефтью» пыталась американская Exxon Mobil. Однако в Вашингтоне не выдали соответствующего разрешения на работы на Туапсинском прогибе. Принятый же пакет новых антироссийских санкций ставит крест на возможности возобновления проекта в ближайшие годы. Кстати, под действие нового закона, подписанного Дональдом Трампом, попадает и совместная деятельность Eni и «Роснефти». В том числе в Египте, где российская компания владеет 35%, что превышает по санкционному пакет допустимое участие россиян в нефтегазовых проектах, чтобы западные компании не попадали под ограничения. Правда, санкции накладываются на них не автоматически, а в каждом отдельном случае и отдельным решением президента США. Как сообщали американские СМИ, Дональд Трамп был недоволен принятием антироссийского законопроекта, но из-за постоянных обвинений в его связях с Россией был вынужден подписать документ.

Источник: EADaily, 25.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики