Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФНЭБ: Ничто так не мешает Польше, как её правительство

ФНЭБ: Ничто так не мешает Польше, как её правительство

Не Москва или Берлин, а сама Польша мешает своим газовым проектам, считает эксперт

Ничто так сильно не мешает развитию энергетики Польши, как ее собственное правительство. Поэтому обвинения Варшавы в том, что российско-немецкое сотрудничество в сфере газовых проектов — это угроза для Польши, не имеет под собой оснований. Об этом сегодня, 30 августа, в интервью ИА REGNUM заявил заместитель генерального директора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Таким образом он прокомментировал сегодняшнее заявление представителя правительства республики по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петра Наимского о том, что совместные российско-немецкие проекты усиливают влияние Москвы, которая использует энергетику как политический инструмент. По мнению Наимского, работа «Газпрома» с ФРГ направлена на то, чтобы «укрепить доминирование» компании на энергетических рынках.

Председатель также отметил, что российско-немецкое сотрудничество в газовой сфере — «это стратегическая конкуренция» для Польши, и она намерена с этим бороться. Например, за счет терминала сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, газопровода Baltic Pipe, который должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию, а также за счет строительства газовых интерконнекторов с разными странами региона.

Алексей Гривач напомнил, что «Северный поток» — это не российско-немецкий проект, а российско-европейский. Он был реализован широким консорциумом, в который вошли все компании и участвуют до сих пор. Среди компаний, которые строили и морской участок газопровода, и среди компаний, которые инвестировали в развитие проекта на территории самого Евросоюза — Германии, Чехии — было очень большое количество европейских.

Реализацией «Северного потока-2» занимаются не только немецкие компании. Это и австрийская OMV, нидерландско-британская Shell, французская ENGIE. Инфраструктура за земле организуется европейскими компаниями-операторами газотранспортной сети, которые сертифицированы ЕК и агентством европейских энергетических регуляторов, и операторами независимых газотранспортных сетей. Поэтому говорить о том, что это российско-немецкий проект, было некорректно, отмечает эксперт.

По его словам, то, что осуществляется транзит через территорию Германии, вполне логично. Германия — крупнейший потребитель газа в Евросоюзе, надежный партнер с хорошо развитой сетью, который «не ставит политические вопросы во главу угла в реализации экономических проектов, в отличие от Польши».

«Что касается практической стороны дела, интересам Польши в сфере транзита российского газа и других стран ЕС больше всего мешает позиция самой Польши и действия польского правительства, — рассуждает аналитик, — В частности, польское правительство некоторое время назад заблокировало подписание нового транзитного договора о транспортировке российского газа в направлении Германии и Италии (Ямал-Европа), который должен был действовать до 2043 года».

Причем этот договор бы одобрен на европейском уровне. Российская сторона готова была продлевать транзит, что защитило бы интересы на долгосрочную перспективу. Теперь это значит, что Россия отказывается от польского транзита.

«Это эффективный транзит: он загружен полностью сейчас. Россия инвестировала деньги в его развитие. Естественно, если не будет возможности продолжать этот транзит, например, потому что поляки не подписали договор, то здесь обвинять Россию или Германию в том, что поляки сами себе готовы отморозить уши, наверное, это очень ангажировано», —подчеркнул заявил заместитель генерального директора по газовым проектам в ФНЭБ.

Польша также напирает на то, что привлекает других поставщиков, чтобы сократить или полностью отказаться от поставок российского газа. Гривач отметил, что такой сценарий крайне маловероятен, «если не брать в расчет какие-то крайние и неразумные политические действия со стороны Польши». Терминал в Свиноуйсьце заработал в прошлом году, и надо было бы ожидать, что потребность в российском газе в Польше сократится. Однако этого не произошло.

«Но так хотела Польша освободиться от зависимости, если верить ее официальным лицам, что они позволили во что бы то не стало загрузить по максимум этот терминал, получить как можно больше газа и сократить поставки российского. Но в прошлом году Польша поставила рекорд по импорту российского газа.

Можно построить трубу из Норвегии, чтобы поставлять норвежский газ, особенно после 2020 года, учитывая их состояние ресурсной базы, им надо столько же газа не поставить в Западную Европу. Это довольное странное будет решение, если Польша заплатит Норвегии больше, чем им платят британцы», — заключил эксперт.

Источник: ИА REGNUM, 30.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики