Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическое эмбарго: приведет ли запрет на продажу нефти в Северной Корее к коллапсу?

Энергетическое эмбарго: приведет ли запрет на продажу нефти в Северной Корее к коллапсу?

Япония и США предлагают запретить продажу нефти КНДР. Как скажутся новые энергетические ограничения на экономике страны? 

После очередного пуска ракеты северокорейскими военными Япония и США рассматривают возможность ужесточить санкции против Пхеньяна. Санкции предусматривают введение запрета на экспорт нефти в КНДР. Об этом заявил постпред Японии при ООН на экстренном заседании Совета Безопасности, созванного после очередного пуска ракеты, осуществленного 29 августа Северной Кореей. Повлияют ли новые — энергетические — ограничения на экономику Северной Кореи?

Как рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, весь энергетический комплекс КНДР существует вполне автономно — за счет собственной  гидроэнергетики и добычи угля, поэтому запрет на экспорт нефти вряд ли доведет страну до энергетического коллапса: «Безусловно, страна зависима от поставок, там существует серьезный внутренний дефицит нефти. Но эмбарго сильно не повлияет на ее экономику. КНДР давно испытывает санкционное давление в разных секторах — это перманентный процесс, без особых послаблений, страна привыкла к такому режиму. Так что и дополнительные энергетические санкции будут не фатальны», — полагает Пасечник.

Есть и другой аспект: энергоблокада Северной Кореи представляется маловероятной из-за ее тесных связей с Китаем, считает старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Артем Малов: «Основным поставщиком нефти в Северную Корею является Китай. По разным оценкам объемы поставок могут доходить от 500 000 до 525 000 тонн в год. Данная цифра скорее всего сложилась еще в 1994 году в рамочном соглашении по которому для компенсации энергопотребления после замораживания ядерных реакторов Северной Кореи, Соединенные Штаты пообещали организовать поставки 500 000 тонн нефти в год». 

В последние два года Китай перестал предоставлять точные данные о поставках нефти, что может косвенно свидетельствовать и о более высоких цифрах, поясняет Малов: «Помимо нефти данные ООН показывают, что Китай также экспортировал 218 087 тонн нефтепродуктов в Северную Корею в 2015 году, а в 2016 году — больше 300 000 тонн».

По разным оценкам в случае полного эмбарго КНДР способна автономно просуществовать около трех месяцев, после чего окажется парализована: «Крах КНДР вызовет и нестабильность в самом Китае, поэтому скорее всего он пойдет лишь на ограничения или временные приостановки поставок нефти, но не полное прекращение», — уверен аналитик.

Призыв со стороны Японии и США не означает, что весь мир присоединится к энергетической блокаде КНДР, поскольку есть круг поставщиков, которым будет интересно сохранить, расширить или же занять освободившуюся нишу за счет выбывания тех, кто поддержит призыв Вашингтона и Токио, полагает Александр Пасечник: «Поэтому к консенсусу будет прийти непросто, если у большинства государств нет ни мотива, ни руководства к действию. Замечу, что Россия, кстати, в I полугодии почти удвоила поставки нефти Пхеньяну».   

По некоторым данным существенные объемы нефтепродуктов поставляются и из России через сингапурских трейдеров: «Якобы существуют нелегальные схемы поставок еще с 1990 годов. Поэтому утверждать, что экономика КНДР зависит только от Китая будет неправильно», — полагает старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково. По мнению Малова, альтернативным поставщиком энергоресурсов логичнее всего представить ближайшего соседа — Россию с ее портами в Находке и Владивостоке, вопрос в том, насколько сейчас России нужен такой партнер.

По информации ФНС России, в период с января по июнь 2017 года из России в Северную Корею было экспортировано примерно 4304 тонны нефтепродуктов на сумму около $2,4 млн. В такой же период 2016 года эти показатели составляли 2171 тонн и $980 тысяч соответственно. 

Автор: Варвара Перцова

Источник: Forbes.Ru, 30.08.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики