Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток» обошел американские энергетические санкции к России

«Турецкий поток» обошел американские энергетические санкции к России

Продолжение прокладки газопровода «Турецкий поток» до нынешних 220 километров на морском участке свидетельствует, что американские санкции проекта не коснулись. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
«Продолжение планомерной реализации проекта „Турецкий поток“ говорит о том, что новые американские санкции против России на нем никак не отразились. По большому счету, они могут повлиять на проект только одним способом: подводная часть газопровода прокладывается по Черному морю швейцарской компанией Allseas — именно ей принадлежит специальный корабль Audacia, который сейчас и протягивает трубы на морском участке. Теоретически, за сотрудничество с РФ в энергосфере эта компания может попасть под штрафы в рамках американских санкций. Заменить ее будет сложно.
 
С другой стороны, потери Allseas от разрыва контракта с „Газпромом“ будут очень значительны — швейцарцы зарабатывают на этом сотрудничестве намного больше, чем на американских проектах в Мексиканском заливе. Допускаю, что европейская компания решила рискнуть: получим деньги от русских, а в случае претензий со стороны американцев посмотрим, как это можно объяснить. В любом случае, продолжающееся строительство показывает: руководство Allseas с приоритетами определилось, а значит, проекту „Турецкий поток“ ничто не грозит», — отмечает специалист.
 
Сегодня председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что на данный момент компания проложила 220 километров «Турецкого потока» по двум ниткам на морском участке. Параллельно на сухопутном участке в России завершено бурение двух микротоннелей и протаскивание труб. Прокладка на морском участке стартовала 7 мая у российского побережья Черного моря. Общая длина газопровода по морю — 910 километров, сухопутной части по турецкой территории — 180 километров.
 
«При нынешних тенденциях волноваться за сроки реализации проекта не приходится — до 2019 года времени вполне достаточно. Другой вопрос, что окончательно не согласована точка выхода „европейской“ нитки газопровода на турецкую территорию, и затягивание этого вопроса может создать на определенном этапе проблемы. С другой стороны, Россия уже подписала ряд меморандумов с балканскими странами об участии в проекте — газ по новому пути хотят получать, помимо прочих, Сербия и Болгария. Так что, скорее всего, подводных камней удастся избежать», — считет эксперт.

Санкции США зависят от прихоти американских элит

Первая нитка будет предназначена для турецкого рынка, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность каждой из них — 15,75 млрд кубометров газа в год. Общая стоимость проекта ранее при возможном строительстве четырех ниток оценивалась в 11,4 млрд долларов. Предполагаемые инвестиции «Газпрома» в этот проект в 2017-м составят 41,92 млрд рублей.
 
Новый газопровод позволит существенно снизить транзит российского газа по территории Украины — Анкара будет получать полный объем на свои нужды напрямую, как и ряд европейских государств Южной и Юго-Восточной Европы транзитом лишь по турецкой территории. Так, Италия намерена отказаться от транзита газа через Украину, получая газ для юга страны через газопровод Poseidon и Турецкий Поток, а север Италии подключить к «Северному Потоку — 2» через хаб у города Баумгартен. Заинтересованность в новом маршруте высказывали также Греции, Сербии, Македонии, Венгрии.
 
«Применение американских санкций против той или иной компании в мире зависит от решения президента США. Пока Дональд Трамп не выказывал намерений применять к кому-то репрессии в рамках последнего принятого закона. Весьма вероятно, что Трамп в принципе не станет применять этот репрессивный инструмент против каких-либо стран или компаний. И хотя многие в Америке с нетерпением ждут импичмента действующему президенту, он вполне может сохранить свою должность как минимум еще на три года.
 
В данном случае США — игрок, который играет по собственным правилам, которые может менять самовольно. Практика показывает, что Штаты могут настолько вольно интерпретировать санкции, что в принципе они применимы практически к кому угодно. Санкции не прекратили бы реализацию „Турецкого потока“, но существенно бы ее осложнили. Отсутствие вмешательства США в данном случае — существенный позитив», — заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 31.08.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики