Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая схема финансирования: эксперт назвал два варианта обхода санкций США по «Северному потоку-2»

Новая схема финансирования: эксперт назвал два варианта обхода санкций США по «Северному потоку-2»

В случае введения санкций США против российских газопроводных проектов «Газпрому» придется сначала завершить проект, а уже потом привлекать финансирование в свой бюджет. Здесь могут быть два варианта – либо использование средств азиатских структур, либо привлечение нецелевых займов от европейских компаний, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Структура финансирования "Северного потока-2"

Отвечая журналистам на вопрос о влиянии новых санкций США на финансирование «Северного потока-2», вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что при необходимости Россия может изменить структуру финансирования проекта. В то же время он выразил надежду, что экономические факторы все же окажутся важнее политических, и до этого дело не дойдет.
 
«Пока сложно сказать, как может измениться структура финансирования проекта из-за санкций. Скорее всего, речь идет о том, что «Газпром» просто возьмет на себя больше затрат, чем планировалось изначально. Структура финансирования «Северного потока-2» и так изменилась – изначально средства привлекались через акционерное общество Nord Stream 2 AG, где иностранные партнеры в сумме должны были получить 49% акций, и каждый участник проекта по сути имел свою долю финансирования.
 
Но потом структура финансирования изменилась, так как Польша заблокировала создание этого совместного предприятия. Теперь 100% акций проектной компании владеет «Газпром», а все остальные участники проекта просто кредитуют российскую компанию. В случае же введения санкций, иностранным компаниям будет запрещено напрямую кредитовать, финансировать и  оказывать любые услуги по реализации российских трубопроводных проектов на сумму более одного млн долларов», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».
 
Как предполагает Юшков, Дворкович может и сам пока не знать о возможных изменениях схемы финансирования проекта. Главная цель его высказывания - успокоить инвесторов и участников процесса. По словам эксперта, в Минэнерго сегодня в меньшей степени осведомлены о проекте «Северный поток-2», чем в «Газпроме», который курирует все переговоры и ведет разработку альтернативных схем финансирования в контакте со своими иностранными партнерами.

Варианты обхода санкций США

«Среди успешных примеров обхода западных санкций можно вспомнить проект «Ямал-СПГ», реализованный при участии компании «Новатэк» и европейских банков. В нем также было запрещено финансировать и оказывать услуги, но решить проблему удалось, задействуя европейские экспортные агентства. То есть деньги на проект были получены не напрямую, а через цепочку различных финансовых институтов. Нельзя исключать, что к подобным методам может прибегнуть и «Газпром».
 
В случае введения санкций «Газпрому» по сути нужно будет самому реализовывать проект, а уже потом уже привлекать финансирование в свой бюджет. Здесь могут быть задействованы либо азиатские структуры, либо использованы нецелевые деньги европейских банков в виде займов и евробондов. Другими словами, чтобы кредиты не проходили как средства, направляемые на реализацию газопроводных проектов, а предоставлялись «Газпрому» под общие нужды, что не  запрещено санкциями», - объясняет Игорь Юшков.
 
У проекта «Северный поток-2» действительно существуют определенные риски, которые в «Газпроме» не исключают, упоминая о них инвесторам в своих официальных бумагах к выпуску евробондов. Но и шансы реализации проекта достаточно высоки. Эксперт обращает внимание на реакцию европейцев на решение США ввести новые санкции против энергетических проектов РФ в Европе. Они назвали их посягательством на суверенитет европейских государств, поэтому если до их введения дело и дойдет, то европейцы могут их и проигнорировать. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 04.09.2017 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики