Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубопроводы и автономный СПГ: два варианта газификации России

Трубопроводы и автономный СПГ: два варианта газификации России

Россия на сегодня является главным экспортером природного газа в мире, но, несмотря на это, многие регионы и города нашей страны остаются негазифицированными.

«Газпром» продолжает проводить газификацию России

В этой связи, позитивно выглядит тот факт что Врио губернатора Томской области Сергей Жвачкин и глава компании «Газпром» Алексей Миллер дали старт строительству газопровода Томск-Асино, длина которого составит 78 километров и который будет питать порядка 10 тысяч домохозяйств и 180 предприятий этого региона. Полностью этот проект будет реализован в 2020 году, и это даст существенный прирост экономике данного сибирского региона.
 
При этом, это событие опять подняло вопрос, как будет развиваться наше газовое хозяйство внутри России, будет ли здесь идти речь о газификации всей территории страны или правительство и «Газпром» ограничатся определенными регионами и производственными кластерами.
 
Ведущий эксперт Фонда энергетический безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что, несмотря на все проекты, полной газификации территории России никогда не будет.
 
«Не надо забывать про то, что «Газпром» – это коммерческая компания, которая, прежде всего, оглядывается на рентабельность в этом вопросе. Конечно, возможны исключения, но, в целом, это тренд, который подтверждается различными заявлениями со стороны «Газпрома». Поэтому компания точно не будет тянуть газопровод куда-нибудь на Магадан или в другие труднодоступные места, где нет населения и производственного потенциала», - заключает Юшков.

Газификация во многом зависит от рентабельности

Ведь там, где стоит одна деревня или один хутор, подобные многомиллионные затраты никогда не оправдаются, поэтому гораздо проще иным образом снабжать энергоресурсами эти населенные пункты.
 
«Это вопрос чисто экономической рентабельности и прибыли, поэтому «Газпром» во многие населенные пункты не тянет свою сеть. Впрочем, существует здесь и альтернатива газопроводам в виде автономной газификации, когда в конкретных регионах ставится малотоннажный завод по сжижению природного газа и уже он снабжает энергоресурсами конкретный регион. Такая схема по сжижению газа, т.е. по доведению его до температуры минус 62, способна питать с помощью автотранспорта территорию страны в радиусе до 500 километров», - констатирует Юшков.
 
Это очень эффективный способ доставки газа до конкретного потребителя в виде предприятия или котельной, которая снабжает теплом или электричеством тот или иной российский город.
 
«Данный принцип позволяет не строить крайне дорогой по себестоимости стандартный газопровод и существенно снизить затраты. Поэтому для нашей страны подобная автономная газификация является крайне перспективным инфраструктурным проектом», - резюмирует Юшков.

В России негазифицированные населенные пункты есть не только в отдаленной местности

По словам Игоря Валерьевича, территориальная отдаленность – это только часть проблемы, поскольку в нашей стране есть нагазифицированные населенные пункты, которые существуют в непосредственности близости от российских магистральных газопроводов.
 
«Это такая ситуация, когда идет газопровод из России в Европу, а на всем его протяжении существуют города, куда не проведена газовая инфраструктура. При этом, у нас имеется целая сеть таких проектов – от газовопровода Уренгой-Помары-Ужгород до Южного газового коридора, и вокруг каждого из них располагаются российские города без какого-либо газоснабжения», - заключает Юшков.
 
Такая ситуация, как считает эксперт, является возмутительной, но основная проблема здесь заключается не в «Газпроме», а в местных региональных властях, поскольку у «Газпрома» на этот счет существует известное правило – компания оплачивает только половину локальной газификации.
 
«Компания строит полностью за свой счет магистральный газопровод, а вот распределительные пункты должны по закону оплачивать региональные власти, которые обычно заявляют, что у них нет денег и половину стоимости таких работ в итоге компенсирует «Газпром». При этом, если у населения данного региона существуют задолженности по оплате за газ, «Газпром» прекращает и эту практику субсидирования строительства инфраструктуры», - констатирует Юшков.

Газификация России упирается в источники финансирования

Для примера можно вспомнить ситуацию на Северном Кавказе, где население попросту не платило за газ – типа, зачем это делать, если все равно снабжение не отключают, в результате чего, «Газпрому» пришлось решать этот вопрос на уровне региональных властей.
 
«Тогда вопрос вообще дошел до уровня президента, после чего, тот же глава Чеченской республики Рамзан Кадыров дал соответствующие указания и население начало гасить долги по всем задолженностям за энергетику, включая газ и электричество»,- резюмирует Юшков.
 
Впрочем, главной проблемой здесь является недостаточное финансирование данных вопросов на уровне региональных бюджетов – из-за этого и возникает ситуация, когда «Газпром» дотягивает трубу до какого-то поселка, где внутри от дома к дому должны строить дальнейшее разветвление региональные власти, а они этого не делают. Причем, таких населенных пунктов довольно много, особенно после открытия Южного газового коридора.
«В результате, часто возникает ситуация, когда газ к населенному пункту подведен давно, но, несмотря на это, граждане не в состоянии им воспользоваться», - заключает Юшков.
 
Конкретных цифр по газификации страны у нас на сегодня нет – в ближайшем будущем должна быть принята новая энергетическая стратегия, в которой, видимо, должно быть это решение, и тогда данные работы будут выполнять по какому-то конкретному стратегическому плану.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 05.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики