Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ожидается подписание нового соглашения в рамках проекта «Южный поток»

Ожидается подписание нового соглашения в рамках проекта «Южный поток»

В Сочи состоится встреча председателя правительства России Владимира Путина с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, прибывающим в Россию с визитом.

В присутствии премьер-министров России и Италии ожидается подписание нового соглашение в рамках проекта «Южный поток».

Как передает Интерфакс, ОАО «Газпром» и итальянская Eni подпишут в Сочи второе дополнение к меморандуму о взаимопонимании, касающееся реализации проекта Южный поток. Данный документ будет подписан председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером и главным исполнительным директором Eni Паоло Скарони.

Этот документ планировалось подписать ещё в апреле в рамках визита С.Берлускони. Однако он был отложен из-за сильного землетрясения в Италии.

Тогда глава Eni П.Скарони сообщал, что они планируют обсудить с «Газпромом» вопрос о реализации российской компанией опциона на выкуп 51-процентной доли в СП Eni и Enel «СеверЭнергия», владеющем газовыми активами в ЯНАО. Eni и Enel купили эти активы на аукционе по продаже активов «ЮКОСа» (РТС: YUKO) за $2,1 млрд. Цена исполнения опциона будет больше на 9,4% годовых (вознаграждение) плюс инвестиции.

Помимо дополнения к меморандуму с Eni, «Газпром» также планирует подписать ещё ряд соглашений с энергетическими компаниями Болгарии, Греции, Сербии по «Южному потоку».

В частности, «Газпром» подпишет соглашение с «Болгарским энергетическим холдингом» о сотрудничестве при создании газопровода для транзита природного газа через территорию Болгарии.

С греческой компанией DESFA будет подписано базовое соглашение о сотрудничестве. Как сообщала ранее греческая сторона, данный документ предусматривает создание консорциума по строительству «Южного потока».

«Газпром» также подпишет базовое соглашение о сотрудничестве с сербской компанией Serbijagas. Соглашение предполагает создание совместного предприятия компаний двух стран для прокладки сербского участка этого газопровода.

Газопровод «Южный поток», задача которого — обойти нестабильного транзитера Украину, должен пройти от черноморского побережья России до Болгарии или Румынии, а затем продолжиться до юга Италии и Австрии. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме 31–47 млрд кубометров в год. Оценочная стоимость — до 25 млрд евро.

Меморандум по «Южному потоку» российская и итальянская компании подписали 23 июня 2007 года. Он определяет направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления этой трубопроводной системой.

 

Комментирует Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

— В последнее время наши отношения с Европой довольно сильно обострились. Это всё связано с тем, что «газовая война», которую мы вели с Украиной, естественно, возбудила европейцев. И мы, конечно, допустили здесь ошибку, потому что не посмотрели на политический календарь Европы и не увидели, что там пройдёт несколько выборов. Особенно ярко, конечно, будут проходить выборы в Европарламент. Естественно, образ России как ужасной страны будет обязательно обыгран на этих выборах, и Европа вцепилась в эту тему.

Людям надо переизбираться, а тут такая классная тема. Выбирают от всех стран, в том числе от тех, которые замерзали зимой. Естественно, кандидаты будут отрабатывать тему: «негодяи, заморозили, а мы идём в Европарламент под соусом того, что продвигаем «Набукко». Поднялась истерика с трубопроводом: саммит в Софии, саммит в Праге. Причём всё это проходит на востоке, в тех регионах, которые больше всего пострадали от январских событий. Там, где люди мёрзли, истерика ярче.

Поэтому сейчас задача Путина — показать, что у нас есть в Европе друзья, давние партнёры. Конечно, он прибегает к тяжёлой артиллерии. Друг Сильвио, в принципе, должен был раньше приехать, но тогда землетрясение помешало, Берлускони не приехал. Но, кстати, за это время ещё больше событий произошло на тему «Набукко». А почему?

Ещё раз говорю, пока выборы не пройдут, скоро уже каждый час будут проходить какие-то форумы по «Набукко», потому что всё это делается под избирательную кампанию в европейский парламент. Но надо как-то отвечать. Россия как бы так пытается ответить, дескать, видите, у нас есть друзья — друг Сильвио, компания «Эни» — мы с ними строим проект «Южный поток».

Но на самом деле, конечно, здесь есть некие сложности. Вообще то, задача России в европейской энергетике заключается не в том, чтобы построить 1000 новых труб в Европу. Задача России заключается в том, чтобы получить возможность продавать газ конечным потребителям и получать за это деньги, продавать не посредникам, а конечным потребителям.

А у Европы задача — получить источник нового газа. Если смотреть стратегически, «Набукко» нового газа Европе не даст, если, конечно, это не Иран будет. Если это будет, как сейчас говорится, Туркменистан и Азербайджан, то нового газа не получится, потому что в Азербайджане уже существует газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Какие-то дополнительные объёмы будут, но можно обойтись и без «Набукко», чтобы этот газ получать. А газ из Туркмении уже в Европе присутствует, потому что он поступает через Россию. Какая разница, через Россию или нет. Важно, что этот газ уже идёт в Европу, то есть мы этот газ для европейцев транзитируем.

В чем преимущество «Набукко»? В том, что он пройдёт не через Россию. Но главный вопрос — а газ-то он новый даст или нет? Нового-то газа он не даст. То есть это не диверсификация. Это как бы диверсификация путей поставок, но это не диверсификация источников газа, потому что нового газа не будет. Я говорил про Туркмению. Вот чего надо Европе бояться — что Туркмения построит трубу в Китай к 10-му году на 40 миллиардов кубов. Вот это будет настоящая катастрофа. Ещё туда объёмы уйдут из того, что есть. «Набукко» вообще, получается, провисает.

Конечно, у «Южного потока» проблем довольно много. И, кстати, даже с итальянцами. Скажем, «Эни» сейчас заявила о том, что она хотела бы продавать этот газ на пути следования проекта. Возникает вопрос: а чей газ будет в трубе, кто собственник этого газа? Приняли третий энергопакет. Третий энергопакет запрещает компаниям, добывающим газ, владеть инфраструктурой на территории ЕС. Ладно, Сербия — там можно, но есть Болгария, есть Венгрия — члены ЕС. Как там будет регулироваться вопрос собственности на трубу? Получается, надо каким-то другим компаниям всё это дело передавать, потому что «Газпром» уже не может там зарегистрировать «дочку», которая владеет трубой в Болгарии — это противоречит принципам ЕС. То есть тут есть некие моменты, но мы достаточно активно продвигаем этот проект.

Проблем много. Я думаю, что главная задача встречи с Берлускони — показать, что в Европе у нас есть не только враги, но и друзья, и вообще Европе очень сложно обойтись без нашего газа. Но всё-таки я бы, честно говоря, немного сместил бы акценты в нашей энергетической политике, потому что иногда складывается ощущение, что «Южный поток» — задача номер один. Я считаю, что в энергетике задача номер один — это поддержание добычи хотя бы на том же уровне, потому что в отрасли происходят очень опасные процессы. То есть наша главная задача — это апстрим, а не мидлстрим. А у нас приоритеты как-то смещаются в сторону мидлстрима.

Если говорить про Италию, то можно сказать, что там возникает не только схема «Южного потока», ещё же надо согласовать условия обратного выкупа у «Эни» бывшего месторождения «Юкоса». Здесь тоже есть предмет для серьёзных переговоров.

В общем то, я не исключаю и фактически уверен, что «Эни» и в добывающем бизнесе как-то останется в России. Наверное, это правильно, потому что в последнее время всё-таки меняется отношение к нерезидентам. Если в прошлом году все говорили «долой», то сейчас Путин сам говорит, что закон (об инвестициях) надо сделать помягче, и в принципе маятник уже качнулся в другую сторону.

Я думаю, что сейчас это тоже важно, потому что инвестиции из России всё равно уходят, и нужно дать позитивные сигналы. Тут важен и «Южный поток», и важно, чтобы мы подписали с «Эни» документы по их участию в наших проектах в апстриме. Если «Газпром» подпишет документы с «Эни», которое очень серьезно связано с Берлускони, тогда это будет позитивный сигнал Европе — смотрите, итальянцы с нами, вкладывают деньги в российские проекты, в апстрим, и верят — всё в порядке.

Источник: Актуальные комментарии, 15.05.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики