Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уроки химии: «Сибур» ждет конкуренция со стороны нефтяников

Уроки химии: «Сибур» ждет конкуренция со стороны нефтяников

Когда «Сибур» только начинал развивать нефтехимическое производство, нефтяные компании просто сжигали попутный нефтяной газ в факелах. Сейчас «Сибур» стоит $13,8 млрд, и сырьевые компании усвоили урок. Теперь они тоже делают ставку на нефтегазохимический сегмент 

Реализация большого количества нефтехимических проектов не сможет покрыть спад спроса на нефть в традиционных областях, заявил руководитель «Сибура» Дмитрий Конов F 193 на сессии, посвященной «умной» энергетике, в рамках ВЭФ-2017. А увлечение российских компаний этой отраслью приведет к существенному избытку предложения в нефтехимической отрасли: «Многие проекты, которые входят или планируют войти в этапы реализации, [реализуются] потому что нефтехимия — это модно и это то, куда надо идти. [В этом случае] мы столкнемся с проблемой, куда продавать [продукты нефтехимии]», — уточнил Конов.

С 2003 года «Сибур» из нескольких десятков разрозненных активов вырос в компанию стоимостью $13,8 млрд. Компания покупает у нефтяников и газовиков попутный нефтяной газ, который те сжигают в факелах, и легкие углеводороды, перерабатывает их в сырье для нефтехимических производств, часть полученного продает, а остальное направляет на следующий этап переработки — в производство базовых полимеров, пластиков и синтетических каучуков, которые опять-таки продает промышленным потребителям. Именно второе направление бизнеса — производство полимеров — «Сибур» активно развивает в последние годы, построив несколько новых производств. А сейчас компания строит в Тобольске производство, которое по замыслу Конова удвоит ее стоимость к 2020 году, — «Запсибнефтехим». 

В апреле 2017 года бизнесмен Кирилл Шамалов F 74 продал 17% акций «Сибура» другому крупному акционеру нефтехимической компании Леониду Михельсону F 1. Структура бенефициарного владения ПАО «СИБУР Холдинг» в результате сделки выглядит следующим образом. Леониду Михельсону F 1 принадлежит 48,5%, Геннадию Тимченко F 4 — 17%, действующему и бывшему менеджменту «СИБУР Холдинг» — 10,6% (включая президента компании Дмитрия Конова F 193 и гендиректора «Газпром нефти» Александра Дюкова F 189), Кириллу Шамалову — 3,9%, двум китайским компаниям — Sinopec и Фонду Шелкового пути — по 10%. 

В настоящее время многие сырьевые компании идут в нефтегазохимический сегмент. Почему им интересно производство продуктов более глубокой переработки? Во-первых, у них есть сырье («Сибур» его покупает у них же. — Forbes). Во-вторых, нефтехимия — это продукты с более высокой добавленной стоимостью. В-третьих, более глубокая переработка сырья позволяет снизить риски, в том числе, риски зависимости от цен на нефть. Стоимость полимеров следует за нефтяными ценами, но на более длинных временных рядах — 3–5 лет. За счет диверсификации производства компания приобретает финансовую устойчивость. 

По словам Александра Пасечника, руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, глава «Сибура» страхуется, защищает перспективу бизнеса своего холдинга. Тем не менее, нефтехимия — не сколько мода, сколько все-таки просчитанный мировой тренд. Это наиболее растущий в последние годы сегмент в сравнении с нефтедобычей. «Российские госконцерны уже не остановить  — ставка на высокий передел углеводородного сырья — их стратегический приоритет», — говорит Пасечник. С постепенным переходом потребителей на электромобили нефтегазовым концернам нужно готовиться к замещению бензиновой составляющей бизнеса, например, за счет создания и развития химического направления.

В России углублением переработки интересуются «Роснефть», «Газпром нефть», «Газпром». У «Газпром нефти», которую возглавляет предыдущий руководитель «Сибура» Александр Дюков F 189, есть совместные проекты с «Сибуром» же, например, на базе Омского завода полипропилена (ООО «Полиом»). «Газпром» создает новое производство на Дальнем востоке. На Восточном экономическим форуме Алексей Миллер объявил, что ввод в эксплуатацию Амурского газоперерабатывающего завода намечен на май 2021 года, а общий объем инвестиций в этот проект достигнет 950 млрд рублей. Кроме 38 млрд кубометров метана (сухого газа, который производит и продает «Газпром». — Forbes) на завод будет выпускать 2 млн тонн этана, 1,7 млн тонн сжиженных углеводородных газов (сырье для нефтехимии) и 60 млн куб. м гелия. 

«Роснефть» также объявила нефтегазохимический сегмент как стратегическое направление, цель компании — довести ее долю в общем объеме нефтеперерабатывающих мощностей группы до 20%. По словам СЕО компании Игоря Сечина, в развитии нефтехимии присутствует «огромный задел для получения дополнительной доходности». По его прогнозам, мировой спрос на нефтехимическую продукцию будет расти быстрее, чем рост ВВП и потребление нефтепродуктов. В частности, для реализации этой цели  «Роснефти» планирует создать новое подразделение — департамент нефтехимии. 

По словам пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, спад спроса на нефть сейчас не прогнозируется — дело не в этом. Продукты нефтехимии дают возможность диверсификации на рынке, снизить зависимость от продаж как топлива, так и сырой нефти». «Это одно из направлений роста эффективности — с учетом конкретных рынков и потребителей», — пояснил Леонтьев Forbes. — Никто не занимается ничем «вообще», например, увеличением глубины переработки. Компаний, которые абстрактно бы вкладывались в нефтехимию в России, к счастью, нет. Всегда есть расчет на конкретного потребителя и конкретный спрос».

«Так что «Сибур» вскоре ждет жесткая конкуренция», — резюмирует Пасечник. Он допускает, что компания может стать интересным объектом для поглощения нефтегазовыми «госчемпионами». В апреле 2017 года по итогам покупки у Кирилла Шамалова 17% акций «Сибура» Леонид Михельсон отмечал, что не исключает других изменений в структуре акционеров. «Сибур» является одной из самых быстро развивающихся нефтехимических компаний в мире, успешно реализует ряд крупномасштабных инвестиционных проектов, имеет долгосрочную стратегию развития. Консолидация дополнительного пакета акций обусловлена планами по привлечению новых партнеров для наращивания промышленного потенциала компании», — заявил тогда Михельсон.  

Автор: Варвара Перцова

Источник: Forbes.Ru, 08.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики