Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Накал не спадает: почему россияне медленно переходят на энергосберегающие лампы

Накал не спадает: почему россияне медленно переходят на энергосберегающие лампы

Минэнерго планирует запретить производство и продажу ламп накаливания мощнее 50 ватт. Эксперты рассказали ТАСС, во сколько обойдется каждой семье инициатива министерства

Минэнерго России прорабатывает возможность запрета оборота ламп накаливания мощностью свыше 50 ватт, сообщил замминистра энергетики Антон Инюцын. Ведомство планирует обсудить инициативу с экспертами и 1 октября представить свои предложения в правительство.

Хитрость вместо реформы

Большинство российских семей использует для освещения лампы накаливания мощностью от 50 до 100 ватт, рассказал ТАСС ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.  

Продажа и производство ламп большей мощности — свыше 100 ватт — была запрещена еще в 2011 году. Но производители пошли на хитрость и легко обошли запрет, рассказал ТАСС главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Они просто поменяли номенклатуру, указав, что производят лампы мощностью не 100, а 95 ватт. Дело в том, что в техрегламенте для производителей было указано, что мощность лампочек может отличаться от заявленной на 10 ватт. Продукция была перерегистрирована как менее мощная и по-прежнему представлена на полках магазинов.

В итоге сейчас как минимум каждая вторая лампочка в квартирах россиян - 50 ватт и мощнее. 

Лампы меньшей мощности, например в 40 ватт, "вкручивают где-нибудь в сарае, поскольку с ними уже ощутимо темно", говорит Юшков.

За последние пять лет доля светодиодных ламп на рынке выросла с 2 до 28%, говорит Антон Инюцын. Но большую часть этого роста обеспечили госструктуры. "В сегменте бытового потребления энергосберегающие лампочки составляют примерно 10%. Остальной процент таких ламп "дают" промышленные и муниципальные предприятия, — прокомментировал данные министерства Юшков. — Сейчас, например, многие школы, поликлиники, бюджетные учреждения обязывают закупать энергосберегающие светодиодные лампы".

Его слова подтверждает информация Минэнерго: "В бюджетных учреждениях доля ламп накаливания остается порядка 20%".

Цена против энергосбережения

Сейчас в магазинах можно купить два вида энергосберегающих ламп: светодиодные и люминесцентные ("спирали", они содержат ртуть и требуют особой утилизации). 

"Светодиодная лампочка светит как 100-ваттная, а в реальности потребляет, например, 8 ватт энергии", — говорит Юшков. При этом привычную лампу накаливания мощностью около 100 ватт можно купить за 10 рублей, а светодиодная, равная ей по мощности, стоит примерно 350 рублей. Люминесцентная лампа, равная по мощности 100-ваттной, потребляет примерно 15–20 ватт энергии и стоит в среднем 80-100 рублей.

Высокая цена — это первая причина, по которой россияне неохотно покупают энергосберегающие лампы.

"Чтобы поменять лампы накаливания на светодиодные в одной пятирожковой люстре, нужно 1750 рублей", — привел пример Юшков. Правда, производитель дает гарантию работы лампы на 7 лет. "Если лампочка перегорит раньше, и даже если магазин закроется, ее можно послать производителю, и он обязуется ее поменять", — рассказал он.

Но большинство россиян предпочитают не переплачивать. "Они купят более дешевую — люминесцентную — энергосберегающую лампочку, например, ртутную со спиралькой за 80–100 рублей. Скорее всего, она будет китайская и перегорит в лучшем случае через год", — описывает ситуацию Юшков.

При этом потребитель будет разочарован в энергосберегающей технологии, поскольку обещание не выполнено. "Он купил энергосберегающую лампу в 10 раз дороже лампы накаливания, ему обещали, что она будет работать несколько лет, а она перегорела", — говорит эксперт.

Дорогие лампочки люди покупать не готовы, утверждают эксперты. "Народ экономит здесь и сейчас, — пояснил Юшков. — В регионах люди на еду деньги занимают и не будут на покупку дорогих лампочек тратиться".

Минэнерго согласно, что цена энергосберегающих ламп для россиян высока. Но снизить цену будет непросто. Почти все энегосберегающие лампочки — импортные. И даже большинство тех, что продается в России как отечественный товар, произведены за рубежом. "Многие российские компании закупают лампочки в Японии и других развитых странах, упаковывают в свои коробочки и продают под своей маркой, — говорит Юшков. — Юрлицо российское, но сделали товар за рубежом". Низший по цене сегмент ламп производится в Китае, добавил он.

Неинтересная экономия

Вторая причина малой заинтересованности россиян в переходе на энергосберегающие лампы — это невысокая стоимость электроэнергии. Она не перекрывает расходы на покупку этих ламп.

"Если в месяц за электричество человек платит 300–400 рублей, то при замене всех лампочек в квартире он сэкономит рублей 50, — подсчитал Юшков. — Ну, сэкономил ты в месяц один батон хлеба — это мелочь".

Основное энергопотребление в быту идет не за счет ламп. Так, в домах выше девяти этажей больше всего энергии "сжирает" плита и бытовые приборы: микроволновки, стиральные машины, большие телевизоры — жидкокристаллические и "плазма". "Тут надо покупать все приборы класса эффективности не менее А+, — говорит Юшков. — Но и это вряд ли поможет, потому что количество бытовых приборов все время увеличивается: люди то "стиралку" новую купят, то телевизор побольше".

Электроэнергия для европейцев стоит намного дороже. И когда они переходят на энергосберегающие лампочки, то сразу видят эффект в счете за коммунальные услуги.

Относительная дешевизна энергии не сформировала у населения привычку экономить. Хотя повышение цен и понижение уровня жизни может к этому привести, говорят эксперты. "Это как с водой, — приводит пример Юшков. — Люди поняли, что ее нельзя лить просто так, нужно устанавливать счетчики на воду, поскольку она постоянно дорожает".

Сейчас даже становится популярным специальный датчик на кран. "Если ты что-то делаешь в раковине — вода включается, если нет, он сам выключает воду, даже кран крутить не нужно", — пояснил он. Вполне возможно, что при росте стоимости энергии в квартирах граждан появятся датчики движения и свет будет включаться лишь там, где есть человек.

Метод кнута и пряника

Идею Минэнерго о запрете ламп накаливания мощностью от 50 ватт трудно назвать неожиданной.

В 2011 году правительством была принята программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года". Там прямо прописана необходимость перехода на энергосберегающие лампочки. Кроме того, Минэнерго использует опыт стран Евросоюза, где уже лет пять запрещены лампы накаливания всех видов, говорит Громов.

 

Но сбережение электроэнергии не с лампочек надо начинать, убеждены эксперты. По сути Минэнерго идет по пути наименьшего сопротивления, пытаясь выполнять программу энергоэффективности за счет населения, а не промышленных предприятий, говорит Юшков. По его словам, логичнее было бы внедрять новые нормы именно там — повышать энергоэффективность в компаниях, КПД на тепловых станциях.

 

"Но там чиновники встречают очень большое сопротивление, потому что, чтобы повысить эффективность в промышленности, нужно вложить очень большие деньги, — говорит Юшков. — Это как с машиной. Если она тратит 20 л бензина на 100 км пути, чтобы сократить потребление до 10 л, надо поменять двигатель и коробку передач — то есть основные ее части".

Если мы говорим о сокращении потребления электроэнергии, то можно начать хотя бы со смены освещения на всех предприятиях, говорит Юшков. Хотя это меньшее из зол. На многих предприятиях нужно менять целые производственные процессы. "Если у тебя стоит подъемный кран, который ты двигаешь по цеху, то нужно менять его двигатели. Если это конвейер, то надо менять приводы на этом конвейере и ставить новые двигатели, чтобы они съедали меньше электричества", — приводит он пример.

Также сократить потребление электроэнергии на предприятиях можно, изменив систему отопления промышленных цехов, добавляет Громов. "Например, использовать инфракрасные зоны, когда отапливают не воздух в гигантских цехах, а конкретное рабочее место", — пояснил он.

Государство могло бы простимулировать закупки организациями энергоэффективного оборудования. Например, таким компаниям можно было бы предоставлять льготы по налогу на имущество или использовать различные налоговые вычеты, предлагает Громов.

Автор: Мария Селиванова

Источник: ТАСС, 11.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики