Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго толкает Россию в светлое будущее

Минэнерго толкает Россию в светлое будущее

Аналитик Игорь Юшков — о перспективах запрета ламп накаливания мощнее 50 Вт

С Восточного экономического форума на минувшей неделе пришла новость, взбудоражившая россиян. Дело касается не инвестиционных контрактов с азиатскими странами, а знакомой каждому лампочки. Замминистра энергетики Антон Инюцын заявил, что его ведомство проработает вопрос о запрете производства и продажи ламп накаливания мощностью выше 50 Вт.

Ранее государство уже ограничивало продажу ламп накаливания. С 2011 года запрещена продажа лампочек мощностью 100 Вт и более. Кроме того, неоднократно вставал вопрос о снижении планки. По принятому в 2009 году ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мы уже могли были с 2013 года лишиться лампочек мощностью 75 Вт и более, а с 2014-го — 25 Вт. Однако в законе написано, что эти меры могли быть введены, но необязательно. Поэтому правительство продолжает откладывать новые ограничения, хотя Минэнерго регулярно возвращается к вопросу борьбы с лампами накаливания. Последний раз тот же замминистра энергетики Антон Инюцын предлагал вывести из оборота лампочки мощностью 60 и 75 Вт в июне 2016 года.

Нынешние предложения Минэнерго имеют два аспекта — бытовой и государственный. Для населения запрет на оборот ламп накаливания мощностью более 50 Вт станет сильным ударом. Хоть Минэнерго и заявляет, что 28% потребителей уже перешло на светодиодные лампочки, в реальности эта цифра выходит за счет государственных, региональных и муниципальных учреждений, которых обязали перейти на энергосберегающие лампочки уже давно. Доля граждан, установивших энергосберегающие лампочки (и светодиодные, и люминесцентные) в квартирах, в разы меньше заявленных 28%. Запрет 50-ваттных ламп накаливания означает принудительный перевод всех россиян на энергосберегающие лампочки, ведь с 40-ваттной лампочкой жить очень некомфортно.

Надо сказать, что этот шаг в светлое будущее довольно дорог. Если лампа накаливания в 75 Вт стоит примерно 15 рублей, то ее энергосберегающий аналог стоит от 80 рублей и выше. Причем дешевые энергосберегающие лампы — это в основном китайские люминесцентные лампы, которые и прослужат недолго, и содержат вредные вещества, а значит, их нужно сдавать в специализированный пункт, а не бросать в урну. Качественные светодиодные лампочки, работающие по 5–7 лет, стоят уже 250–350 рублей за штуку. Покупаешь семь лампочек на однокомнатную квартиру — тратишь 2,5 тыс. рублей. Такая нагрузка для семейного бюджета не всем россиянам понравится, особенно в регионах. Хотя энергосбережение позволит экономить на электричестве: светодиодная лампа потребляет в 7–8 раз меньше электричества. Но в условиях, когда множество людей в России живет от зарплаты до зарплаты, сложно думать об окупаемости лампочек на пять лет вперед.

Государственный аспект запрета лампочек накаливания связан с обязательствами России на международной арене. Мы присоединились к Парижскому соглашению по климату, которое предполагает сокращение выбросов в атмосферу. Однако при этом документ таит в себе механизмы переустройства всей мировой торговли. Если совсем упрощать, то соглашение открывает дверь введению глобального углеродного налога. Те страны, где на производство единицы товара тратится много энергоресурсов, будут платить больший налог, чем энергоэффективные государства. А значит, себестоимость товаров в расточительных странах будет выше и конкурировать на международной арене они не смогут. В итоге российское правительство будет вынуждено увеличивать энергоэффективность экономики, чтобы продемонстрировать выполнение Парижского соглашения, что в будущем позволит получить хорошие позиции в рамках глобальной экономической конкуренции.

У бытового и государственного аспектов запрета ламп накаливания есть и одно общее. Сокращение потребления энергии должно привести к снижению вредных выбросов. А чистый воздух помогает энергосбережению, в Пекине, например, зачастую такой смог стоит, что и днем приходится свет в квартире включать, так как солнца не видно.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ 

Опубликовано: Известия, 12.09.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики