Правительство Дании подготовило законопроект, который дает возможность министерству иностранных дел страны запретить строительство нового трубопровода в ее территориальных водах, исходя из «внешнеполитических интересов и вопросов национальной безопасности», пишет датская газета Politiken. О возможности разработки подобных поправок в законодательство говорилось еще в апреле. Министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен рассчитывает, что новый закон будет принят в начале 2018 г., сообщает ТАСС.
Представитель компании – оператора проекта Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер проблемы в действиях правительства Дании пока не видит. «Как и во всех крупных инфраструктурных проектах, [по поводу «Северного потока – 2»] существует много разных мнений. Это нормально», – говорит он.
В 2014–2016 гг. потребление газа в Дании было на уровне около 3,2 млрд куб. м (по данным BP). Поставки российского газа в Данию за тот же период выросли более чем в 4 раза до 1,75 млрд куб. м в 2016 г.
Если датское правительство займет непримиримую позицию по поводу строительства «Северного потока – 2», маршрут трубы может быть изменен, говорит Мюллер. Тогда трубопровод проведут через исключительную экономическую зону Дании. «В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву там существует право на установку трубопроводов», – объяснил Мюллер.
В своей исключительной экономической зоне Дания может запретить строительство сооружений, говорит юрист компании «Центр правосудия» Армен Восканян. «Но парадокс в том, что с точки зрения морского права трубопровод сооружением не является. На него распространяется право «мирного прохода». Поэтому если маршрут «Северного потока – 2» будет изменен, помешать его прокладке Дании будет проблематично», – говорит Восканян.
Прокладка трубы по альтернативному маршруту вряд ли сильно скажется на стоимости «Северного потока – 2», но может значительно увеличить сроки строительства, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. «Как минимум сначала придется проводить новые изыскательские работы. С инженерной точки зрения 139 км не слишком большой участок трубопровода, но по времени это может занять порядка полугода. Сначала придется определить новый маршрут, а потом обеспечить его безопасность. Вплоть до проведения работ по разминированию, если потребуется, – на Балтике было достаточно войн», – говорит Крутихин. Гораздо большей проблемой могут стать новые согласования с точки зрения экологии. «Новый маршрут потребует новых исследований о воздействии на окружающую среду. Даже если изменения коснутся только датского участка, это новая работа, новый отчет и полный цикл общественного обсуждения. На все вместе может потребоваться минимум год, и начать эту работу получится, только окончательно определив маршрут», – объясняет Крутихин. Ускорить процесс вряд ли получится, считает эксперт, если Дания займет категоричную позицию, способствовать разрешению проблем она точно не будет.
