Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем опасна для «Газпрома» угроза Дании заблокировать «Северный поток – 2»

Чем опасна для «Газпрома» угроза Дании заблокировать «Северный поток – 2»

Оператор проекта Nord Stream 2 допускает изменения маршрута газопровода

Правительство Дании подготовило законопроект, который дает возможность министерству иностранных дел страны запретить строительство нового трубопровода в ее территориальных водах, исходя из «внешнеполитических интересов и вопросов национальной безопасности», пишет датская газета Politiken. О возможности разработки подобных поправок в законодательство говорилось еще в апреле. Министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен рассчитывает, что новый закон будет принят в начале 2018 г., сообщает ТАСС.

Представитель компании – оператора проекта Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер проблемы в действиях правительства Дании пока не видит. «Как и во всех крупных инфраструктурных проектах, [по поводу «Северного потока – 2»] существует много разных мнений. Это нормально», – говорит он.

«Северный поток – 2» является расширением уже действующего трубопровода «Северный поток» и полностью повторяет его маршрут. Стоимость проекта – $9,5 млрд. Две новые нитки трубопровода мощностью 55 млрд куб. м газа в год должны пройти через территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Общая протяженность «Северного потока – 2» – более 1200 км, из которых на датские территориальные воды приходится 139 км. Входя в них со стороны Швеции, трубопровод должен с восточной стороны обогнуть остров Борнхольм, после чего выйти в сторону Германии. Строительство подводной части должно начаться в 2018 г., а в конце 2019 г. трубопровод предполагается ввести в эксплуатацию.

В 2014–2016 гг. потребление газа в Дании было на уровне около 3,2 млрд куб. м (по данным BP). Поставки российского газа в Данию за тот же период выросли более чем в 4 раза до 1,75 млрд куб. м в 2016 г.

Для начала строительства морской части Nord Stream 2 AG получает разрешения на строительство и эксплуатацию газопровода в каждой из этих стран. В Дании процедура получения такого разрешения основана на оценке воздействия на окружающую среду. Результаты соответствующих исследований вместе с заявкой на строительство Nord Stream 2 AG передала Датскому энергетическому агентству (ДЭА) в апреле, общественные слушания прошли 29 августа. Исходя из текущих норм датского законодательства отклонить заявку на строительство может только ДЭА и только в том случае, если проект представляет собой угрозу экологии Балтики. Новый законопроект значительно расширяет основания для запрета строительства «Северного потока – 2», а решающее слово в этом вопросе передает министерству иностранных дел Дании.

Если датское правительство займет непримиримую позицию по поводу строительства «Северного потока – 2», маршрут трубы может быть изменен, говорит Мюллер. Тогда трубопровод проведут через исключительную экономическую зону Дании. «В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву там существует право на установку трубопроводов», – объяснил Мюллер.

В своей исключительной экономической зоне Дания может запретить строительство сооружений, говорит юрист компании «Центр правосудия» Армен Восканян. «Но парадокс в том, что с точки зрения морского права трубопровод сооружением не является. На него распространяется право «мирного прохода». Поэтому если маршрут «Северного потока – 2» будет изменен, помешать его прокладке Дании будет проблематично», – говорит Восканян.

Прокладка трубы по альтернативному маршруту вряд ли сильно скажется на стоимости «Северного потока – 2», но может значительно увеличить сроки строительства, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. «Как минимум сначала придется проводить новые изыскательские работы. С инженерной точки зрения 139 км не слишком большой участок трубопровода, но по времени это может занять порядка полугода. Сначала придется определить новый маршрут, а потом обеспечить его безопасность. Вплоть до проведения работ по разминированию, если потребуется, – на Балтике было достаточно войн», – говорит Крутихин. Гораздо большей проблемой могут стать новые согласования с точки зрения экологии. «Новый маршрут потребует новых исследований о воздействии на окружающую среду. Даже если изменения коснутся только датского участка, это новая работа, новый отчет и полный цикл общественного обсуждения. На все вместе может потребоваться минимум год, и начать эту работу получится, только окончательно определив маршрут», – объясняет Крутихин. Ускорить процесс вряд ли получится, считает эксперт, если Дания займет категоричную позицию, способствовать разрешению проблем она точно не будет.

Сотрудник МИДа уверен, что внятных юридических или экономических аргументов против «Северного потока – 2» у Дании нет. «Пока никаких консультаций с датскими коллегами по этому поводу не было, – говорит собеседник «Ведомостей». – Но мы обязательно поднимем соответствующие вопросы».

Скорее всего, Nord Stream 2 AG уже имеет наработки по альтернативным вариантам маршрута, считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Это профессиональная команда, которая строила еще первый «Северный поток». Разные варианты маршрутов трубопровода рассматривались еще тогда. Текущий – через территориальные воды Дании – выбран как самый эффективный. Изменение его, скорее всего, приведет к удорожанию проекта – неоптимальный маршрут потребует дополнительных затрат. Но уложиться в заявленные сроки шанс еще есть», – говорит Гривач. Помешать строительству трубы своим решением Дания не сможет, только подставит партнеров по Евросоюзу, Германию в первую очередь, убежден эксперт. «Ставить под угрозу сроки строительства «Северного потока – 2» никак не соответствует обеспечению энергобезопасности Европы», – говорит Гривач.
 

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 03.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики