Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: «похоронить» санкциями «Северный поток-2» США не смогут по двум причинам

Юшков: «похоронить» санкциями «Северный поток-2» США не смогут по двум причинам

Заявления премьера РФ Дмитрия Медведева, что назвал позиция Соединённых Штатов по "Северному потоку-2" самая прагматичная, и Вашингтон хочет санкциями "похоронить" этот проект, обоснованы, но об отмене работ речи нет. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"США не скрывают, что их цель – препятствование строительству нового газопровода РФ в Европу, в последнем санкционном законе прямо говорилось – это повысит экспорт американских поставщиков газа в Европу. Но санкции не давят на газопровод по двум причинам, главная из которых – закон позволяет президенту Трампу ввести их "вручную", и он этого не сделал. То есть сейчас финансировать и строить трубопровод ничто не мешает.
 
С другой стороны, есть вероятность, что американский Конгресс найдет средства давления на главу государства, и вынудит его активировать санкции. Здесь включится вторая причина, почему такими мерами не удастся "задавить" проект: "Газпром" вполне может изменить схему финансирования строительства, и работы даже не придется прерывать. Уже сейчас партнерам РФ по проекту европейские кредитные учреждения отказываются предоставить займы – именно из-за страха перед санкциями", - отмечает эксперт.
 
Сегодня премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с главой правительства Финляндии Юхой Сипилей заявил: самая "прагматичная" позиция по проекту "Северный поток-2" у США, которые хотят похоронить данный проект с помощью юридических решений, инструментов, санкций и продвинуть своих поставщиков, заместив Россию на газовом рынке ЕС. И напомнил: окончательное решение по мандату ЕС о дополнительном соглашении по "Северному потоку-2" будет принимать Еврокомиссия и отдельные правительства стран Европы.
 
"На сегодняшний день "Газпром" вложил в проект около 1,4 млрд долларов, столько же – его европейские партнеры. Санкции приведут к тому, что консорциуму придется вложить собственные деньги, отказавшись от займов. Проблемой это не станет.
 
Никакие санкции не запрещают "Газпрому" с его низким уровнем кредитной задолженности выпустить свои евробонды и реализовать их для привлечения денег. В конечном итоге схема финансовых вложений может измениться до показателя "пятьдесят на пятьдесят" – половину стоимости проекта составят привлеченные средства, вторую – собственные вложения "Газпрома" и его партнеров", - считает специалист.

Еврокомиссии крыть нечем

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья РФ через Балтийское море до Германии. Одним из ярых противников строительства "Северного потока-2" стала Еврокомиссия, много месяцев оценивавшая проект газопровода на предмет его соответствия законам ЕС.
 
Вчера вице-президент структуры Марош Шефчович вынужден был констатировать: на газопровод не распространяется действие третьего энергопакета законов, и ЕК готовит изменения в свое законодательство, чтобы избежать подобной ситуации в будущем. Медведев же заявил: подобные проекты реализовывались вне всяких соглашений на основании двусторонних договоренностей. А позиция Евросоюза является неприемлемой с точки зрения равенства отношения ко всем инвесторам.
 
"Еврокомиссии уже сложно что-то придумать, чтобы помешать строительству трубопровода. К примеру, Дания сейчас пытается спешно принять поправки к закону, чтобы распространить их на действующий проект. Но европейцы очень гордятся своим верховенством права: любой суд в таком случае скажет, что это нарушение правила обратной силы закона, и подобное недопустимо.
 
В какой-то мере США своими санкциями даже помогли проекту: показав, что они блокируют газопровод в своих интересах, они дали возможность его сторонникам активно высказываться в защиту. Если раньше их обвинили бы в продвижении политики Москвы, то теперь они выступают за конкуренцию и продвигают интересы Европы. "Газпром", как ни крути, с "Северным потоком-2" переиграл европейских соперников на их же поле, и проблемы в реализации проекта остались лишь технические", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 21.09.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики