Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергодиалог Россия - ЕС

Энергодиалог Россия - ЕС

Международная конференция "Энергетический диалог: Россия - Европейский Союз. Газовый аспект" пройдет в Берлине. Конференция стала ежегодной площадкой для обсуждения взаимоотношений стран-изготовителей и потребителей природного газа в условиях формирования глобального и региональных газовых рынков.

Последние договоренности в русле энергетического сотрудничества России с Европой достигнуты в рамках проекта «Южный поток», предусматривающего транзит газа с Черноморского побережья России в страны южной Европы.

15 мая во время визита Сильвио Берлускони в Сочи «Газпром» и итальянская Eni подписали второе дополнение к меморандуму о взаимопонимании о дальнейших шагах по реализации проекта "Южный поток", Документ предусматривает увеличение мощности морской части "Южного потока" с 31 до 63 млрд кубометров, а также регулирует вопросы маркетинга газа в рамках проекта.

Конкурирующим "Южному потоку" можно рассматривать проект «Набукко», который предполагает транзит газа из Центральной Азии в Европу, минуя Россию.

Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов призывает не драматизировать сотрудничество некоторых стран по проекту "Набукко" в контексте реализации строительства газопровода "Южный поток". Так, В.Чижов прокомментировал, в частности, тот факт, что на днях между венгерской, австрийской и эмиратской компаниями было заключено соглашение о транспортировке газа из Курдистана для газопровода "Набукко".

Он также высказал мнение, что российский проект газопровода намного реалистичнее, так как полностью обеспечен газом. Постпред напомнил, что Россия и Италия даже подписали соглашение об увеличении пропускной способности "Южного потока" до 63 млрд кубометров в год. "Эти 63 млрд есть, и проект "Южный поток" реально должен вступить в действие не позднее конца 2015 года", - отметил российский дипломат.

При этом он считает, что проект "Набукко" недостаточно проработан. Рискну предположить, что изначально "Набукко" создавался как проект политический, а не экономический", - сказал В.Чижов. По его словам, для любого проекта характерно, что сначала проводится техническое обоснование, согласовываются финансирование и транзит и, самое главное, обеспечивается наполнение. "Набукко" же начинался без наличия этих компонентов", - подчеркнул В.Чижов.

В то же время он подчеркнул, что Европе нужно как можно больше источников поставок энергоносителей. "Думаю, в долгосрочной перспективе Евросоюзу при нынешнем уровне роста потребления понадобится еще не один газопровод: и "Северный поток", и "Южный поток", и "Наббукко" и, может, еще полдюжины других", - считает В.Чижов.

Комментирует Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Задача России в европейской энергетике заключается не в том, чтобы построить 1000 новых труб в Европу. Задача России заключается в том, чтобы получить возможность продавать газ конечным потребителям и получать за это деньги, продавать не посредникам, а конечным потребителям.

У Европы задача – получить источник нового газа. Если смотреть стратегически,  трубопровод «Набукко» нового газа Европе не даст, если, конечно, это не Иран будет. Если это будет, как сейчас говорится, Туркменистан и Азербайджан, то нового газа не получится, потому что в Азербайджане уже существует газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Какие-то дополнительные объёмы будут, но можно обойтись и без «Набукко», чтобы этот газ получать. А газ из Туркмении уже в Европе присутствует, потому что он поступает через Россию. Какая разница, через Россию или нет. Важно, что этот газ уже идёт в Европу, то есть мы этот газ для европейцев транзитируем.

В чем преимущество «Набукко» для Европы? В том, что он пройдёт не через Россию. Но главный вопрос – а газ-то он новый даст или нет? Нового-то газа он не даст. То есть это не диверсификация. Это как бы диверсификация путей поставок, но это не диверсификация источников газа, потому что нового газа не будет. Европе надо бояться того, что Туркмения построит трубу в Китай к 10-му году на 40 миллиардов кубов. Вот это будет настоящая катастрофа. Ещё туда объёмы уйдут из того, что есть. «Набукко» вообще, получается, провисает. 

Конечно, и у «Южного потока» проблем довольно много, но мы достаточно активно продвигает этот проект. Но всё-таки я бы немного сместил бы акценты в нашей энергетической политике, потому что иногда складывается ощущение, что «Южный поток» - задача номер один. Я считаю, что в энергетике задача номер один – это поддержание добычи хотя бы на том же уровне, потому что в отрасли происходят очень опасные процессы.

Источник: Актуальные комментарии, 19.05.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики