Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубоукладчик вернулся: вторая нитка «Турецкого потока» ушла на глубину?

Трубоукладчик вернулся: вторая нитка «Турецкого потока» ушла на глубину?

Строительство двух ниток «Турецкого потока» идет параллельно. Такие выводы можно сделать по данным навигационного портала Marinetraffic. EADaily уже сообщало, что трубоукладчик Pioneering Spirit уложил первую нитку газопровода до экономической зоны Турции. После этого крупнейшее в мире судно подобного класса вернулось в район Новороссийска и уже некоторое время ведет там работы. Судя по маршруту следования, трубоукладчик начал укладку второй нитки «Турецкого потока» на глубоководье. Сейчас судно находится в статусе трубоукладки.


 

 

Схема маршрута «Турецкого потока» с сайта gazprom.ru и расположение трубоукладчика 1 сентября.

 

Ранее мелководный участок в несколько десятков километров вдоль побережья был построен другим судном швейцарской компании Allseas — Audacia. Сейчас Pioneering Spirit находится в 30 километрах от Геленджика и, судя по расположению, мог уложить уже 30 километров второй нитки «Турецкого потока» на глубоковдье. Таким образом, общая длина построенной части составляет более 50 км — более 5% протяженности.

Рядом с трубоукладчиком Pioneering Spirit сегодня находились немецкие буксиры Bugsier 20 и Bugsier 21, нидерландские судно снабжения Siem Spearfish и балкеры Dijksgracht и Edamgracht. Последнее, судя по данным Marinetraffic, прибыло сегодня из Бургаса в Болгарии, где хранится часть труб, закупленных еще под «Южный поток».

В СМИ появилась версия, что трубоукладчик Pioneering Spirit вернулся к краснодарскому побережью из-за того, что был вынужден прекратить работы из-за давления на швейцарского владельца-компанию Allseas и угрозы санкций. Версия, однако, пока не находит официального подтверждения. Ставит под сомнение ее и приход балкера Edamgracht с трубами из Болгарии, которые, очевидно, сейчас перегружают на трубоукладчик. В самом «Газпроме» на момент подготовки материала не ответили на запрос EADaily.

Возможно, с форсированием строительства «Турецкого потока» связано и увеличение финансирования проекта в этом году. По итогам пересмотра бюджета и инвестиционной программы 2017 года «Газпром» направит на черноморский газопровод еще около 50 млрд рублей, тогда как первоначальная версия бюджета предусматривала финансирование в объеме 41,92 млрд рублей.

«Думаю, что увеличение затрат на реализацию „Турецкого потока“ связано с общим желанием „Газпрома“ максимально продвинуться в реализации проектов строительства газопроводов из России в Европу, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Дело в том, что конгресс США недавно принял закон, который дает право президенту США ввести определенные санкции по отношению к России. В документе перечислены эти санкции, среди них есть запрет всем компаниям (не только американским) финансировать новые газопроводы из России в Европу. Несмотря на то, что санкции еще не вступили в силу, вероятно, американские политические элиты заставят Трампа подписать документы для вступления ограничений в силу. „Газпром“ хочет подготовиться к этому событию, поэтому он максимально продвигает свои проекты. Это позволит в будущем говорить, что санкции не могут быть применены к „Турецкому потоку“ и „Северному потоку-2“. Поэтому „Газпром“ законтрактовал суда-трубоукладчики, закупил сами трубы, начал прокладку газопровода по дну Черного моря (в случае с „Турецким потоком“). Все это позволит „Газпрому“ говорить, что оба проекта — это уже старые, а не новые, и применять к ним санкции нельзя. Увеличение финансирования „Турецкого потока“ также относится к указанным мерам. Фактически, „Газпром“ показывает, что проект, который уже профинансирован, не может попадать под санкции. Кроме того, санкции запрещают всем компаниям финансировать строительство газопроводов из России. Формально США смогут оштрафовать и сам „Газпром“ за то, что тот дает деньги компании South Stream Transport B.V., которая непосредственно строит газопровод „Турецкий поток“. Поэтому, чтобы перестраховаться, „Газпром“ может выделить максимальный объем средств на строительство „Турецкого потока“ сейчас». 

1 сентября EADaily сообщило, что строительство первой нитки «Турецкого потока» на территории и в водах России, похоже, завершено. По данным навигационного портала Marinetraffic, трубоукладчик Pioneering Spirit находился на границе с экономической зоной Турции. Судя по расположению и возможному продвижению в последние три дня, трубоукладчик Pioneering Spirit уложил к началу сентября 190−200 километров первой нитки «Турецкого потока». В конце июня во время посещения трубоукладчика Pioneering Spirit глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил президенту России, что строительство первой нитки «Турецкого потока» завершится в марте следующего года, а второй — в 2019 году.

Работы по строительству газопровода ведутся быстрее графика. Это подтвердил в начале сентября и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Он заявил, что по двум ниткам уложено уже 220 километров. Таким образом, длина второй нитки газопровода составляет 20−30 километров и она полностью уложена на мелководье.

Две нитки газопровода «Турецкий поток» обеспечат поставки 32 млрд кубометров газа в год в обход Украины. По первой — 12 млрд будут поступать на внутренний рынок Турции, а остальные 4 млрд кубометров, как заявляли турецкие власти, подадут в строящийся «Южный газовый коридор» из Азербайджана в Грецию и Италию.

По второй нитке «Турецкого потока» весь газ планируется подавать в Европу. В феврале прошлого года «Газпром», Edison SpA и DEPA SA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам природного газа из России в Грецию и из Греции в Италию. Еще один вариант — подача газа через Болгарию, которая планирует строить газовый хаб и рассчитывает в основном на российский газ. Глава «Газпрома» отметил, как передает «Интерфакс», что спрос на российский газ в Южной и Юго-Восточной Европе быстро растет. «В странах этого региона темпы роста действительно впечатляют, — сказал Алексей Миллер. — В Турции почти на 26% повысился спрос, в Греции — на 12%, в Болгарии — на 14%, в Венгрии — на 31%, в Сербии — на 47%, в Австрии — на 77,5%».

Напомним, что в Черном море из России в Турцию уже проложен один газопровод — «Голубой поток». Его «Газпром» построил в 2002 году. По магистрали протяженностью 1213 километров в прошлом году подали около 13 млрд кубометров газа.

Строительство «Турецкого потока» станет существенным ударом по Украине. «Для Украины реализация этого проекта будет иметь негативные последствия, не такие большие, как от „Северного потока“, но потеря приблизительно 15 миллиардов кубометров транзита из 70 миллиардов кубометров текущих — это очень большая сумма», — заявил ранее глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Не так давно в интервью украинским СМИ он сообщил, что из-за «Турецкого потока» исчезнет необходимость в южном ответвлении ГТС страны — на Балканы и Турцию. Сегодня Украина получает за транзит российского газа около $ 2 млрд в год, а строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока» снизят поступления в пять раз. После окончания действия контракта и ввода в эксплуатацию двух новых обходных магистралей «Газпром» планирует снизить транзит через Украину до 15 млрд кубометров в год.

В то же время «Турецкий поток» может попасть под новые антироссийские санкции, закон о которых на днях подписал президент США Дональд Трамп. По ним, иностранным компаниям запрещено инвестировать или предоставлять товары и услуги для российских газопроводных проектов на сумму более $ 5 млн в год. Строительство «Турецкого потока» сейчас обеспечивает трубоукладчик швейцарской компании Allseas. По данным экспертов, стоимость фрахта может составлять 250−300 тысяч евро в сутки. Сама компания комментариев по поводу возможных последствий от антироссийских санкций США не давала.

Источник: EADaily, 22.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики