Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польская дилемма: альтернативой российского газа является "украинский" реверс

Польская дилемма: альтернативой российского газа является "украинский" реверс

Одним из наиболее популярных популистских трендов в современной Европе является достижение «энергетической независимости» от России, причем наиболее последовательными сторонниками этой идеи кроме Европейской комиссии являются Польша и государства Прибалтики.

Поляки продолжают заниматься популизмом

И в этом плане логичным выглядит последнее заявление министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского о том, что Варшава собирается стать независимым от российского природного газа государством к 2022 году.
 
При этом, Варшава совершенно не скрывает, что хочет сделать это не по экономическим, а по политическим причинам. В этом заявлении Ващиковского есть и конкретный тезис о том, что Варшава желает, подобным образом, избежать политически мотивированных действий России.
 
Другой вопрос, что вряд ли Варшава сможет этого добиться, поскольку в качестве альтернативы газу и России Ващиковский привел терминал по приему СПГ в Свиноуйсьце и проект Baltic Pipe, т.е. газопровод по дну Балтийского моря из Дании в Польшу для доставки норвежского газа.
 
Что касается доставки СПГ, то здесь все понятно – такой газ получается гораздо дороже той продукции, которую поставляет в Польшу «Газпром», а если говорить о Baltic Pipe, то нельзя забывать о том, что в Норвегии идет стагнация добычи и вряд ли у нее хватит дешевого газа и на польских потребителей.
 
Все это позволяет нам сделать вывод, что правящее в Польше правительство партии «Право и справедливость» в очередной раз занимается откровенным популизмом, который, естественно, полностью оторван от реальности.

С точки зрения экономики Польша не сможет отказаться от российского газа

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что подобные заявления от Польши слышатся давно, но это не мешает Варшаве продолжать прилежно закупать у «Газпрома» природный газ.
 
«Потребление природного газа в Польше составляет 17 млрд кубометров в год, из них 10 Варшава закупает у «Газпрома». Есть там и собственная добыча, которая составляет порядка 4 млрд кубов в год, а остальное приходится на виртуальный реверс из Германии по украинскому образцу и на этот СПГ-терминал, о котором упомянул в своем заявлении Ващиковский», - констатирует Митрахович.
 
При этом, СПГ-терминал в Свиноуйсьце является нерентабельным, вследствие чего он загружен менее, чем на 1 млрд кубометров из заложенных в этом проекте суммарных 5 млрд кубометров.
 
«В ближайшее время такие закупки будут Польшей увеличены, но, несмотря на это, есть уверенность, что даже до половины мощностей СПГ-терминала в Свиноуйсьце они не дойдут по банальным экономическим причинам», - заключает Митрахович.

Несмотря на свои заявления, Польша продолжает закупать газ у России

Впрочем, даже если Польша увеличит виртуальный реверс из Германии, который в действительности будет все тем же российским газом, и увеличит проходимость своего СПГ-терминала, она не сможет снизить свои формальные закупки у России до нуля. Этот попросту невозможно, даже в том случае, если будет реализован газопроводный проект Baltic Pipe, в чем также есть очень серьезные сомнения.
 
К тому же, не надо забывать, что такая риторика в Польше появилась не сегодня – в частности, об этом говорила и предыдущая правящая польская партия «Гражданская платформа», но к какому-либо результату это не привело, если не брать абсурдные заявления партии «Право и справедливость».
 
«Здесь нельзя забывать про тот момент, что актуальный опыт Польши показывает, что эта страна не уменьшила, а, наоборот, увеличила свои закупки газа у «Газпрома». Об этом говорит рыночная динамика за последние календарные годы», - резюмирует Митрахович.
 
По мнению Станислава Павловича, очень сложно предположить, что рыночная ситуация на польском рынке газа за пять лет сможет так кардинально измениться, как сегодня утверждает глава польского МИД – просто для этого нет ни экономических, ни инфраструктурных оснований.

Экономика на дистанции всегда победит политику

«Даже чисто теоретически – Польше для этого нужно будет серьезно подтянуть свою инфраструктуру. Например, увеличить пропускную способность терминала в Свиноуйсьце и начать закупать реверсный газ в еще большем объеме, чем Украина, но это будет таким экономическим абсурдом, что очевидно – рачительные поляки никогда не пойдут на подобные меры», - констатирует Митрахович.
 
Тем более, в риторике Польши по российскому газу нет ничего оригинального – точно также высказываются и многие другие страны Евросоюза, но это ни к чему на практике не приводит, хотя бы потому, что поставки «Газпрома» на европейский рынок постоянно увеличиваются.
 
«Например, Литва начала закупать газ в СПГ-терминале в Клайпеде по откровенно невыгодным для литовской экономики ценам. Просто местное правительство приняло такое решение, и действительно, нельзя исключать, что точно также могут поступить и правительства других европейских стран, но все равно это не приведет к снижению суммарного объема экспорта российского газа в Евросоюз», - констатирует Митрахович.
 
Причина этого крайне банальна: кроме России Евросоюзу неоткуда брать природный газ – по крайней мере, на приемлемых экономических условиях.
 
«В этом плане СПГ-терминал в Синоуйсьце совершенно невыгоден польской экономике и хотя он был построен, этот проект не развивается до каких-то существенных размеров, чтобы играть значительную роль в рамках польского энергобаланса», - заключает Митрахович.
 
Все это, как замечает эксперт, говорит о том, что экономическая целесообразность продолжает перевешивать все эти странные планы политического характера.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики