Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неминуемый разгон: куда бегут цены на бензин

Неминуемый разгон: куда бегут цены на бензин

Правительство РФ приняло решение повысить акцизы на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году. Деньги пойдут на завершение строительства трассы «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининградской области. О том, насколько в итоге подорожает 92-й ли 95-й бензин, пока говорить рано, однако уже вполне ясно, что мера не только приведет к подорожанию топлива, но и спровоцирует рост инфляции.

Тихий год

В этом году повышения акциза не было, в отличие от 2016 года, когда акциз дорожал дважды. И вот после долгих раздумий правительство снова решилось на непопулярную меру — в 2018 году намечается двухступенчатое повышение акциза по 50 копеек. С одной стороны, это копейки, с другой — даже копейки отражаются на ценах на бензин, поскольку нефтяники постепенно будут перекладывать свою нагрузку на потребителей.

Хотя инфляционные ожидания в 2017 году умеренные — можем уложиться в 4% (а на 2018 — схожие ориентиры), регуляторы (ФАС, Минэнерго) настаивают на том, чтобы цены на топливо не выходили за рамки инфляции. Однако удерживать рост цен на топливо вряд ли удастся в таком коридоре. Например, в этом году цены на бензин и дизельное топливо неуклонно растут и существенно обгоняют инфляцию. В 2018 году мы, вероятно, увидим продолжение этой тенденции.

Причем рост цен на бензин может спровоцировать разгон инфляции. Парадокс в том, что задача правительства — сдерживание инфляции и ее обуздание, а повышение акцизов создает почву для роста цен. С одной стороны, правительство соберет дополнительные 40-60 млрд руб. в дорожные фонды, с другой — породит массу проблем, в первую очередь, связанных с ростом цен.

Политический выбор

Однако бензин, по всей видимости, подорожает не сразу. Поскольку в марте 2018 года в России пройдут выборы президента, с января, скорее всего, будет действовать негласный мораторий на повышение цен. Но после выборов «отыгрыш» неминуем.
Сколько будет стоить бензин в перспективе, сказать сложно. До девальвации рубля цены за литр бензина стремились к доллару. В долгосрочной перспективе мы снова увидим это движение. Устойчивый тренд на рост топливных цен на внутреннем рынке незыблем. Помимо внутренних причин, у нефтяников всегда есть прикрытие в виде мировой конъюнктуры. «Цены на нефть растут, мы связаны с мировыми ценами, поэтому на внутреннем рынке у нас тоже рост», — говорят они.

Эта логика не работает в обратном направлении — когда цены кратно падали, мы не видели отыгрыша в рознице. Но этот парадокс легко объясним — на рынке сложилась олигополия — доминируют несколько крупных игроков. И хотя за картели у нас предусмотрено наказание, пока все расследования на этот счет заканчиваются в самом строгом случае оборотными штрафами и исключительно для региональных «дочек» вертикально интегрированных нефтекомпаний.

Пережиток прошлого

Вопрос о том, как защитить в этих условиях потребителя, пока остается без ответа. В принципе можно увязать акциз с транспортным налогом. Если мы заложим транспортный налог в акциз, а транспортный налог как пережиток отменим, потребитель хотя бы будет видеть смысл в повышении цен на бензин — больше ездишь, больше платишь. Это будет хорошим социальным послаблением для населения под выборы. Однако пока автовладельцам рассчитывать на такую преференцию преждевременно.

Даже при повышении цены на 92 бензин до 40 рублей за литр или преодоления 95 бензином психологического порога в 45, конечно, ездить не перестанут. Но в долгосрочной перспективе повышение цен на бензин станет дополнительным стимулом для отказа от автомобиля (наряду с дешевеющим такси, дискомфортом, который создают автомобилистам в мегаполисах, развитием общественного транспорта и т. д.). Однако когда нефтяники заметят это, они начнут регулировать цену на сбыте и проводить стимулирующие акции. Поможет ли это поддержать спрос — большой вопрос.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: РБК Санкт-Петербург, 27.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики