Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мазуров решил бросить нефтепереработку? Что происходит с «Новым потоком»

Мазуров решил бросить нефтепереработку? Что происходит с «Новым потоком»

Дмитрий Мазуров разделит правление "Новым потоком" с Игорем МакаровымМеждународная группа компаний "Арети" (до ребрендинга – "Итера") приступила к закрытию сделки по приобретению 50% доли "Нового потока". Акционеры планируют совместно руководить компанией: президентом по-прежнему останется Дмитрий Мазуров, он будет отвечать за бизнес-проекты и оперативное управление, а Игорь Макаров станет председателем совета директоров управляющей компании и займется стратегией и развитием ГК на международных рынках.

"Стороны запланировали усовершенствовать систему управления группой, оптимизировать кредитный портфель, объединить профильные активы, планируется ряд новых стратегических приобретений. Сделка полностью завершится после разрешения уполномоченных органов, корпоративных согласований и иных предварительных условий", - сообщает пресс-служба "Нового потока".

Группа компаний "Новый поток" — российская частная группа компаний, в которую входят активы, занимающиеся добычей и переработкой нефти. Еще в 2004 году Дмитрий Мазуров совместно с Геннадием Лисовиченко основал современное предприятие по выпуску топлива - Антипинский нефтеперарабатывающий завод, ставший базовым активом группы. Поддержку созданию предприятия оказал тогдашний губернатор Тюменской области Сергей Собянин. На долю Антипинского НПЗ в 2016 году пришлось 156 млрд руб. выручки или около 70% выручки группы.

Известно, что сделка касается группы, а не отдельных активов. Антипинский НПЗ по-прежнему принадлежит группе "Новый поток" (80% акций) и сокурснику Владимира Путина, профессору Санкт-Петербургского государственного университета Николаю Егорову (20%), который входит в состав совета директоров предприятия. Кроме того, группа теперь управляет Афипским НПЗ.

Компания Игоря Макарова "Итера" в начале 2000-х была крупнейшим производителем газа после "Газпрома", она поставляла природный газ из Туркменистана в страны бывшего СССР и Восточной Европы, на ее счету – девять введенных в эксплуатацию газовых месторождений в Западной и Восточной Сибири России. Но закрытие поставок в Европу и на Украину вынудило Макарова в 2012 г. продать 51% компании "Роснефти". В следующем году госкорпорация полностью поглотила "Итеру", заплатив около 3 млрд долларов.

В 2015 г. ожившая после ребрендинга компания, которая стала носить название "Арети", сконцентрировалась на инвестициях в нефтегазовый сектор, поставках нефти и "продовольственных товаров" в различные страны мира, инжиниринге, девелопменте.

Чего ожидают от объединения "погоревший" от сделки с "Роснефтью" владелец "Арети" и глава "Нового потока" - "жертва" налогового маневра и недобросовестных перегонных заводов, из-за которых группа компании недополучает запланированных доходов и медлит с погашением долларовых кредитов? Об этом Накануне.RU рассказал ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков:

- Вполне возможно, что "Итера" хочет вернуться в нефтегазовый бизнес, потому что когда его руководители продали все свои активы "Роснефти", компания осталась без нефтегазового бизнеса, у них остался только девелопмент, который шел не очень хорошо. Были претензии со стороны Белоруссии по поводу строительства объекта, в Туркменистане тоже не все гладко шло. Я думаю, что Макаров понял, что таких денег, такого успеха, какой у него был в нефтегазовом бизнесе, он в итоге не достигнет.

Возможно, он просто хочет войти в одну воду дважды и как-то попытаться развить нефтегазовый бизнес в России и на этом заработать, но проблема в том, что, когда он впервые это начинал, у него была четкая поддержка со стороны определенных персон в "Газпроме". Весь свой бизнес он построил благодаря хорошим знакомствам с одной стороны в Туркменистане, с другой – с топ-менеджерами "Газпрома". По сути, ему просто позволяли наладить этот бизнес по продаже туркменского газа на Украину, топ-менеджеры "Газпрома" получали от этого определенные дивиденды.

На что он рассчитывает сейчас, сложно сказать. Возможно, это будет оказание определенных услуг. Возможно, за его спиной будет реальный владелец этого нефтегазового бизнеса, а Макаров будет лишь под публичным прикрытием. Такая схема делалась с штабом Эдуарда Худайнатова: они создали "Независимую нефтегазовую компанию", которая должна была самостоятельно развиваться и, в том числе, скупать активы с рынка, хотя все прекрасно понимали, что за ними стоит "Роснефть", и даже суд установил, что эта компания аффилиирована "Роснефтью". Единственное, на что может рассчитывать Макаров, - это на такую же роль прикрытия каких-либо операций крупных игроков. Развиться сейчас на российском нефтегазовом секторе с "нуля" без знакомств, без бекграунда никому не удастся. Он сейчас просто-напросто никому не нужен. Макарову повезло, что у него по хорошей цене выкупили весь бизнес, иначе у него его просто забрали бы, и он остался бы без всего. Доверять ему оказание таких услуг, как доверили Худайнатову, никто не будет.

Возможно, на преобразования действительно повлияло и нынешнее положение "Нового потока". Бизнес малорентабельный, иногда и нерентабельный. Мазурову хотелось, видимо, сбагрить этот бизнес и закрыть историю с переработкой. Но продать 50% бывшей "Итере" - довольно сомнительное решение. Надо было продавать либо 100%, либо подыскать кого-нибудь другого, потому что он и из бизнеса не вышел, и никаких конкурентных преимуществ не приобрел. Ему не позволит развиваться тот факт, что у него появились партнеры в виде Игоря Макарова. 

Другое дело, если бы он сделал точно так же, как в свое время сделал сам Макаров - взял и продал всю свою компанию какому-нибудь крупному игроку, той же "Роснефти", это было бы хорошо. Может быть, никто покупать не хочет? Возможно, он продал тому, кто вообще этим заинтересовался и кто предложил большую цену. Тогда вопрос к Макарову - неужели он отдает деньги, зная, какие препятствия его ждут? Я думаю, что Мазуров хочет выйти из бизнеса, другой вопрос - кто хочет его купить? Тут и появился Макаров, который,может быть, решил вспомнить молодость - поймать рыбку в мутной воде. Я думаю, у него очень сомнительная перспектива.

Автор: Анна Смирнова

Источник: Накануне.Ru, 02.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики