Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Акционеры «Лукойла» закрывают американский актив

Акционеры «Лукойла» закрывают американский актив

По мнению экспертов, на выход из американской нефтедобычи могли повлиять как низкие цены на нефть, так и санкции США

Акционеры «Лукойла» покинули американский рынок нефтедобычи. Принадлежащая Вагиту Алекперову и Леониду Федуну техасская нефтяная компания PanAtlantic Exploration закрыла свой единственный офис в Хьюстоне. Об этом «Известиям» рассказал источник на американском нефтяном рынке, а также источник, близкий к компании. Косвенно это подтверждается также тем, что сайт компании не работает. Официально в «Лукойле» не предоставили комментариев. По мнению экспертов, от зарубежной экспансии было решено отказаться из-за санкций и низких цен на нефть. Потери акционеров от закрытия актива равны объему их инвестиций — то есть $500 млн. На капитализацию «Лукойла» это никак не повлияет, поскольку PanAtlantic не является ее «дочкой».  

PanAtlantic Exploration не относится к числу лидеров американской нефтяной отрасли, до 2012 года она называлась Vanco Overseas Energy Limited. Еще с момента своего открытия в 2010 году она была полностью ориентирована на шельфовую добычу в Западной Африке, что подвергло ее большому риску с падением нефтяных цен в конце 2014 года.

В 2015–2016 году компания законсервировала практически все свои проекты, а сейчас и вовсе закрылась, рассказал «Известиям» источник на американском нефтяном рынке. Сайт компании (www.panatlanticexploration.com) сейчас также недоступен.

— Операции с компанией не ведутся уже несколько месяцев. Проекты заморожены. В ближайшее время, похоже, их не возобновят, — рассказал «Известиям» другой источник, близкий к компании. 

О том, что PanAtlantic и «Лукойл» имеют общих акционеров, говорила председатель правления «ИФД КапиталЪ» (управляет активами акционеров «Лукойла») Ольга Плаксина, которая одновременно занимает пост председателя совета директоров Panatlantic Group. В мае 2015 года она сообщила Forbes, что «ИФД КапиталЪ» — один из акционеров PanAtlantic Exploration.

По словам собеседника «Известий», суммарно компания потратила на геологоразведку порядка $500 млн, сама компания сумму затрат на проекты никогда не раскрывала. Бурение на африканском шельфе перспективное, но дорогое — на одну скважину в 1–2 км может понадобиться до $120 млн инвестиций, оценил аналитик Moody's Analytics Крис Лафакис.

Что касается США, то там до 2016 года «Лукойлу» напрямую принадлежали еще две нефтяные компании — Chaparral Resources и Kimmeridge, следует из списка аффилированных лиц на сайте нефтекомпании. Последним проданным активом «Лукойла» в США была нью-йоркская KOSCO, крупный поставщик мазута и пропана. У «Лукойла» в США остались только автозаправки на северо-востоке страны, от которых нефтекомпания также последовательно избавляется — с 2010 года их количество сократилось вдвое с 650 до 300 штук.

— При нынешней цене на нефть в районе $55–60 шельфовая добыча вполне рентабельна, поэтому уход «Лукойла» с американского рынка — скорее вопрос стратегический, нежели экономический, — считает аналитик Moody's Analytics Крис Лафакис. — Нынешние санкции прописаны довольно обширно, и даже если сами акционеры подсанкционной компании не указаны в списках, их активы также могут блокироваться.

«Лукойл» старается дистанцироваться от политически рискованных проектов, отметил аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Постепенное удешевление добычи делает Россию и страны Ближнего Востока более привлекательными регионами, чем Европу или США. В ближайшее время мы, вероятно, увидим рост добычи в Ираке, а также на Каспии и в Западной Сибири, — пояснил Игорь Юшков.

Пресс-служба «Лукойла» не предоставила комментариев, в том числе о том, что случилось с работавшими на предприятии сотрудниками. 

Для российского нефтяного рынка уход акционеров «Лукойла» ничего не значит, говорят эксперты. «Лукойл» — это единственная крупная нефтяная компания в России, которая сокращает свое присутствие за границей в последнее время. Так, «Роснефть» сейчас ведет активную экспансию на рынке Латинской Америки и Азии. «Газпром Нефть» — в Иране и Норвегии, «Татнефть» присутствует в Иране.    

За последние несколько лет «Лукойл» серьезно пересмотрел свою инвестиционную стратегию в отношении зарубежной экспансии. В 2016 году затраты на зарубежную геологоразведку упали с 50 до 14 млрд рублей и шли в основном на проекты в Ираке и Узбекистане. Кроме проектов на шельфе Африки, компания вышла, как писали «Известия», из Саудовской Аравии, а также распродала сеть автозаправок в ряде стран Восточной Европы. На очереди — продажа нефтетрейдингового подразделения Litasco, а также сицилийского нефтеперерабатывающего комплекса ISAB (мощностью 16 млн т), говорил президент нефтекомпании Вагит Алекперов. Кроме ISAB, в Европе «Лукойл» владеет заводами в Болгарии, Румынии и Нидерландах. В 2016 году переработка нефти на них выросла на 7,4% до 24,3 млн т.

Хотя «Лукойл» под американские санкции не попадал, их угроза ограничивает нефтекомпанию в новых приобретениях, признавался недавно ее совладелец Леонид Федун. В июне «ИФД Капиталъ» и его председатель правления Ольга Плаксина попали под санкции США. Согласно последнему пакету ограничений, американскому бизнесу запрещено входить в нефтегазовые проекты, в которых российские компании владеют долей как минимум в 33%. В то же время, «Лукойл» рассматривает вхождение в ряд проектов в Алжире, Мексиканском заливе и Иране. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 10.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики