Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз капитулировал перед «Северным потоком-2»

Евросоюз капитулировал перед «Северным потоком-2»

Чиновники ЕС не могут запретить строительство трубы, но не исключают — «что-то может случиться»

Еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер на пресс-конференции в Вильнюсе объявила о том, что у Европейского союза нет правовых оснований для остановки или блокирования реализации проекта «Северный поток-2». Ранее на встрече с Вестагер президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что газопровод противоречит энергетическим целям Евросоюза и повысит зависимость Европы от российского газа.

Напомним, что «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью в 55 миллиардов кубометров газа в год из России в Германию через Балтийское море. Труба пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны нескольких стран вдоль берегов Балтийского моря, в том числе Финляндии, Швеции, Дании и Германии. В международных консультациях по проекту участвуют также Польша, Литва, Латвия и Эстония, которые выступают против строительства.

«Как сказал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, „Северный поток-2“ не является проектом европейских интересов. Мы признаем, что у нас нет правовых возможностей преградить путь проекту, но у нас есть правовые основания для обеспечения непопадания „Северного потока“ в правовой вакуум», — сказала Вестагер.

В то же время, еврокомиссар отметила, что «если что-то и случится, было бы хорошо иметь договоренность о том, что делать с инфраструктурой». Вестагер не стала уточнять, что именно может случиться с газопроводом, если после этого придется «разбираться» с его инфраструктурой.

Эксперты называют слова Вестагер признанием очевидного. Тем не менее, 4 октября зампред «Газпрома» Александр Медведев рассказал, что попытки помешать строительству «Северного потока-2» не прекращаются, и они обусловлены политическими целями.

«Попытки распространить Третий энергетический пакет (ЕС — ред.) на морской газопровод „Северный поток-2“, несмотря на то, что юридический департамент Евросоюза дал однозначно отрицательное заключение применимости Третьего энергетического пакета к морскому газопроводу, не прекращаются. За этим стоит одна простая политическая цель — разыгрывать украинскую карту», — рассказал Медведев в рамках Российской энергетической недели.

21 сентября премьер Российской Федерации Дмитрий Медведев на встрече со своим финским коллегой Юхой Сипиля заявил, что США хотят «похоронить» проект «Северный поток-2» и продвинуть своих поставщиков, заместив Россию на газовом рынке Европы. По словам Медведева, Вашингтон противодействует строительству с помощью «всякого рода юридических решений, инструментов, санкций, оказывая двусмысленное воздействие на Европейский союз».

Тем не менее, Евросоюз во всеуслышание признал, что юридических оснований для блокирования проекта у него нет. Еще в конце прошлого месяца эксперты юридического отдела Совета ЕС предоставили доклад, в котором написали об отсутствии оснований для выдачи мандата на ведение структурами ЕС переговоров с Россией по поводу строительства. Этот вопрос касается только стран, по территории которых проходит труба.

Предварительно все государства, через исключительную экономическую зону которых будет проложен газопровод, дали разрешение на строительство. Исключением стала Дания, чей парламент пока рассматривает возможность изменения законодательства с тем, чтобы запретить прокладку трубы возле острова Борнхольм в Балтийском море. Однако на прошлой неделе технический директор оператора проекта Nord Stream 2 Сергей Сердюков сообщил о наличии альтернативного варианта маршрута газопровода в случае датского запрета.

Ведущий аналитик AMarkets Артем Деев считает, что несмотря на заявление Маргарет Вестагер, евробюрократы продолжат ставить палки в колеса проекту.

«Блокировать „Северный поток-2“ ЕС не может, иначе это решение было бы принято гораздо раньше. Однако Еврокомиссия может всячески осложнять процесс реализации этого проекта, что будет способствовать затягиванию сроков и росту его стоимости. Заявления о том, что „хорошо иметь договоренность о том, что делать с инфраструктурой“ — это еще одна попытка актуализовать вопрос в публичном пространстве и попытаться надавить на российского газового гиганта», — полагает аналитик. 

Кроме того, даже после устранения юридических препон, может возникнуть новый пласт трудностей на пути реализации проекта — финансовый.

«Правовая сторона сделки по строительству «Северного потока-2» представляется гораздо менее важной проблемой, чем проблема финансирования. Сложная юридическая казуистика Евросоюза, возможно, и доставит неприятности «Газпрому», но гораздо важнее вопрос: «Где взять денег?», — объясняет директор по инвестициям компании «Питер Траст» Михаил Алтынов. — Переоформление и расширение санкций США поставило в сложное положение банки-кредиторы, на которые рассчитывали члены консорциума по строительству. Стоимость проекта превышает 9 миллиардов евро и, похоже, участникам придется рассчитывать во многом на свои силы.

До сих пор, судя по новостям, не ясна позиция иностранных партнеров «Газпрома», а что касается самого газового монополиста, то аналитики уже озвучили цифру в 30 миллиардов долларов — именно столько понадобится «Газпрому» на все его проекты, в том числе на «Северный поток-2».

Последний санкционный пакет США, действительно, предусматривает запрет на финансирование российских газопроводных проектов на сумму более 10 миллионов долларов в год. Для проекта вроде «Северного потока-2», который оценивают в 9,5 миллиарда долларов, это мизерные цифры. Тем не менее, иностранные инвесторы не теряют интереса к газопроводу, хотя и ищут новые формы сотрудничества.

Например, председатель совета директоров российской «дочки» итальянского банка Intesa Sanpaolo Антонио Фаллико в интервью «Известиям» 5 октября подтвердил, что финансовая структура «изучает новые условия работы в свете новых американских санкций».

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник убежден в том, что в конечном итоге «Газпрому» удастся решить проблемы с финансированием, с законодательством, и газопровод будет введен в эксплуатацию в 2019 году, как и планировалось.

— На данном этапе могут меняться только пропорции и привлечение финансирования проекта. В этом вопросе возможны трансформации, но в целом «Газпром» находит с партнерами взаимопонимание. По 2017 году проектное финансирование выбрано полностью, хотя оно оформлено в форме кредитов, что обусловлено санкционным давлением.

Что касается юридической плоскости, с точки зрения законодательства ЕС претензий к морской части трубы быть не может. В связи с этим европейцы все чаще констатируют, что у них нет юридических инструментов влияния. Несмотря на это, они желали бы через мандат Еврокомиссии как-то выйти на переговоры с «Газпромом». Но в российской компании не понимают, зачем им эти разговоры ни о чем. Какой смысл «Газпрому» ввязываться в эту бюрократию из каких-то норм этикета?

Остается еще проблема Дании, где есть силы, которые не хотят, чтобы прокладка трубы проходила в их территориальных водах. Но и здесь «Газпром» подстраховался. Есть альтернативный маршрут, который длиннее на десять километров. Это не слишком повлияет на общую экономику проекта.

По большому счету, серьезных трудностей у «Северного потока-2» сейчас нет. «Газпром» форсирует проект, и по планам собирается сдать его в 2019 году. В 2020 газ должен пойти в Германию.

«СП»: — Что, если Еврокомиссия все же получит мандат и выйдет на переговоры с «Газпромом»?

— Европейцы сами занимаются бумажной работой. Там множество экспертных советов и комиссий в рамках бюрократической модели Брюсселя. Пока они даже не могут понять, как этот мандат на переговоры выдать. Но он в любом случае ничего не решает. Все зависит от того, как Россия на него отреагирует. Даже если у Еврокомиссии появится такой мандат, мы можем просто не пойти на эти переговоры.

Возможно, европейцы задумали какой-то размен. Они позволяют нам строить «Северный поток-2», а мы должны предложить им какие-то «пряники» взамен. Но с российской стороны такие переговоры не планируются. Об этом говорили и представители «Газпрома», и глава Минэнерго РФ.

«СП»: — Могут ли американские санкции помешать финансированию проекта?

— Действительно, с привлечением денег есть определенные трудности. Но, в крайнем случае, «Газпром» будет сам его финансировать, а партнеры по проекту будут заводить средства по каким-то буферным схемам, которые не попадают под санкции. В конечном итоге, финансирование будет продолжаться.

Тем более что в США все эти санкционные угрозы пока в рамках рассуждений. У Трампа есть возможность применить санкции, но он может ею и не воспользоваться. В этом плане все зависит от дальнейших переговоров Трампа с европейскими партнерами. 

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 11.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики