Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев срывает стремления Еврокомиссии сохранить ему газовый транзит

Киев срывает стремления Еврокомиссии сохранить ему газовый транзит

Стремление Мароша Шефчовича в Еврокомиссии продолжить транзит газа через Украину после 2019 года ради энергобезопасности Европы, с любой точки зрения оборачиваются убытками Евросоюзу. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Логика у еврочиновника, что называется, убыточная для интересов Евросоюза в любом случае. Она не учитывает, что газотранспортная система (ГТС) Украины не ремонтировалась с советских времен, и даже руководство страны признает: такая ситуация создает риски для обеспечения газового транзита из Е в Европу уже сегодня. На модернизацию ГТС требуется порядка 10 млрд долларов, и не ясно, кто должен их заплатить.
 
„Газпрому“ дешевле построить за примерно те же деньги новые мощности, и вкладываться в инфраструктуру Украины он не станет. Очень сомнительно, чтобы на это выделил деньги Евросоюз. А если стоимость модернизации „зашить“ в тариф, то цена газа существенно вырастет для потребителя в Европе, что тоже никому не нужно. Более того, надежность такого транзитера, как Украина, давно под сомнением, и оставлять этот маршрут в приоритете для Европы, по-моему, неразумно», — отмечает эксперт.
 
Зампредседателя Еврокомиссии по вопросам энергосоюза Марош Шефчович заявил, что Евросоюз хотел бы гарантировать продолжение транзита газа через Украину после 2019 года. По его словам, тогда Европа получит три маршрута доставки «голубого топлива» — газопроводы «Ямал», «Северный поток» и украинская ГТС. «Три лучше, чем два», — отметил еврочиновник, добавив: этот вопрос Еврокомиссия включает в мандат, который собирается получить для переговоров с РФ по «Северному потоку-2».
 
«Как известно, в 2019-м истекает срок действующего контракта на транзит между Киевом и „Газпромом“. Не дождавшись этого срока, Киев самовольно поднял цену транзита, за что сегодня идет разбирательство в международном арбитраже. Украинские власти надеются, что Вашингтон и Брюссель „продавят“ им сохранение газового транзита, а они при этом существенно взвинтят цену в новом контракте.
 
Но своими действиями Киев уже выставил себя ненадежным партнером в глазах Европы, полностью дискредитируя усилия Еврокомиссии, прилагаемые ему же на пользу. И с фанатичным упорством продолжает это делать: постоянные заявления украинских чиновников, что стоимость транзита будет в новом контракте пересмотрена в сторону повышения, укрепляют в ЕС убеждение, что столь дорогой газ им не нужен, а Киев в роли партнера несостоятелен», — подчеркивает аналитик.

Удел украинской трубы — «остаточный принцип»

О необходимости модернизации ГТС говорил еще украинский президент Виктор Янукович в 2011 году, когда еще велось строительство первой нитки «Северного потока». Для расчета стоимости привлекли независимых экспертов — на тот момент требовалось порядка 7 млрд долларов в течение нескольких лет. Сам ремонт должен был закончиться в 2017-2018 годах.
 
С тех пор владелец ГТС компания «Нафтогаз» тратил на ремонт в лучшем случае 20% от требуемой ежегодно суммы. В итоге система стала «сыпаться» быстрее, чем ее успевали латать, процесс деградации с течением времени ускоряется в арифметической прогрессии. В этом году с предупреждениями о возможных рисках при недофинансировании модернизации ГТС публично выступил и министр энергетики Украины Игорь Насалик. По его словам, система может физически не справиться с объемами прокачки газа из-за недостатка вложений.
 
«Как известно, сейчас Киев заявляет о возможности перекачивать 120 млрд кубометров газа в год, до недавнего времени реальный объем составлял около 80 млрд. Сейчас из-за растущих потребностей Европы он превысил 90 млрд кубометров. „Северный поток-2“ заберет из этого объема 55 млрд, „турецкий поток“ — еще 30 млрд кубометров. Возникает вопрос — как перегонять в Европу оставшиеся 10 миллиардов кубов?
 
Украинская ГТС после ввода в эксплуатацию российских газопроводов станет работать по остаточному принципу. Ее удел будет доставить 20 млрд кубометров ежегодно в Румынию и Молдавию, а также, возможно, объемы, с которыми не справятся „молодые“ трубопроводы. При этом цена газа, поставляемого через Украину, для европейского покупателя всегда будет выше, чем по другим газопроводам — последние используют более современное оборудование и при этом не требуется удовлетворять аппетиты Киева в транзитных доходах.
 
Заявления Шефчовича по украинскому транзиту — чистая политика, ничего не имеющая общего с выгодами или энергобезопасностью Евросоюза. Политика Киева и старая ГТС, наоборот, создают массу рисков и проблем там, где их нужно нивелировать. Потому едва ли Украине удастся сохранить объемы транзита после того, как проекты новых российских газопроводов будут реализованы», — заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 12.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики