Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В ЕС затягивают дело «Газпрома», чтобы повлиять на «Северный поток-2»?

В ЕС затягивают дело «Газпрома», чтобы повлиять на «Северный поток-2»?

Еврокомиссия (ЕК) затягивает урегулирование антимонопольного расследования по «Газпрому». Одной из причин может быть желание Брюсселя усадить российский холдинг за стол переговоров по «Северному потоку-2» и согласовывать с ним условия строительства балтийского газопровода. Пока Еврокомиссия не имеет на это никаких правовых оснований, в том числе по европейскому законодательству, и «Газпром» согласовывает возведение магистрали с правительствами стран, по территории или акватории которых пройдет «Северный поток-2».

Вчера Еврокомиссия и «Газпром» завершили очередные переговоры по урегулированию антимонопольного расследования, которое ЕК ведет еще с 2012 года. Тогда Брюссель обвинил российский холдинг в нарушениях в Болгарии, Чехии, Венгрии, Польше, Словакии и прибалтийских странах. «Газпром», в свою очередь, согласился пойти на уступки: разрешить реэкспорт газа между странами, перенос точек приемки-сдачи газа и привязать цену на газ в региональным газовым биржам в ЕС. В Еврокомиссии приветствовали решение российского холдинга и запросили европейские страны оценить предложения «Газпрома». «Мы получили твердые, критичные и конструктивные ответы «, — сказала накануне встречи с зампредом «Газпрома» Александром Медведевым, как сообщило агентство «Интерфакс», еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер. — Сейчас трудно сказать, сможем ли мы завершить это дело с представленными «Газпромом» обязательствами или придется назначить штраф». Представитель Еврокомиссии Рикардо Кардосо сказал, что «Газпрому» рекомендовали доработать предложения. Что и как, неизвестно. В ЕК и «Газпроме» лишь сообщили, что переговоры по обсуждению результатов рыночных тестов и выполнения требований Еврокомиссии прошли конструктивно и есть некий прогресс.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков не исключает, что затягивание урегулирования расследования в интересах Еврокомиссии. Напомним, что ЕК может оштрафовать «Газпром» на 10% от оборота, если не удастся договориться.

«Брюссель хочет, чтобы „Газпром“ начал разговаривать с еврочиновниками. Сейчас компания ведет переговоры в рамках действующего европейского законодательства с правительствами стран. И чем ближе начало строительство „Северного потока-2“, тем все больше Еврокомиссия и „Газпром“ меняются местами. В начале его обвиняли в политизации проекта, сейчас реальным политическим давлением занимается Брюссель», — считает Игорь Юшков. По его словам, юридический департамент ЕК уже заявил, что Брюссель не может повлиять на строительство газопровода, однако Еврокомиссия не оставляет такого желания.

«В Европе предлагают изменить законодательство, чтобы нормы Третьего энергопакета распространялись и на морские экономические зоны и акватории стран ЕС. Сейчас этого нет, поэтому Брюссель не может влиять на „Северный поток-2“. Затягивание урегулирования антимонопольного расследования также можно считать попыткой усадить „Газпром“ за стол переговоров и влиять на него», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ

Большинство предложений по антимонопольному расследованию «Газпром» включил во многие контракты с европейскими клиентами еще несколько лет назад. И ключевым вопросом сейчас может быть цена на газ. «Газпром» предложил ориентировать ее на цены на региональных биржах в ЕС, что для компании сегодня даже выгодно. Спотовые цены сегодня выше стоимости по долгосрочным контрактам.

«Однако все хотят еще дешевле — цену Германии, — говорит Игорь Юшков. — И мало кого интересует, что она объясняется интегрированными проектами компаний двух стран (добыча, транспортировка, хранение, продажа)».

В целом, как считает эксперт, предложения по антимонопольному расследованию невыгодны «Газпрому» вне зависимости от целей ЕК. Однако компании приходится на них идти, так как меняется сам рынок газа. «Например, сейчас в Европе строят интерконнекторы и, если прямые посавки российского газа будут для Польши намного дороже, чем от немецких трейдеров, то она может спокойно покупать у них. В любом случае, рано или поздно компания пришла бы к тому, что необходимо подстраиваться под рынок. Ведь вопрос состоит в том, потеряет ли она часть прибыли или целую часть рынка».

Впрочем, дело не только в Еврокомиссии и «Газпроме», но и антироссийской политике отдельных стран ЕС. Как уже сообщало EADaily, против урегулирования антимонопольного расследования на «условиях» «Газпрома» выступила Польша и Прибалтика. Так, в 92-страничном документе, посланном польской PGNiG в Брюссель, госкомпания требовала не только расширить требования к «Газпрому», но еще и оштрафовать компанию. 10% годового оборота — это до $ 15 млрд. Кроме штрафа, к предложенным условиям «Газпрома» Варшава требовала дополнительные уступки: клиенты российской компании должны получить единоразовое право устанавливать формулу цены в контракте, которая будет привязана к рынкам Европы. Еще — «Газпром» должен снизить объем газа по правилу «бери или плати» долгосрочных контрактов до 75% и выйти из состава собственников европейских компаний, которые занимаются хранением и транспортировкой газа в ЕС. Речь идет о газопроводах Ямал-Европа, который проходит через Польшу, Opal, который является сухопутным продолжением «Северного потока», и хранилище «Катарина» в Германии.

Так же поляки настаивали еще и на применении Третьего энергопакета к уже действующему «Северному потоку». «Требования PGNiG абсолютно необоснованны и неправомерны. И похожи на русскую пословицу: предложи ему палец, он руку попытается откусить», — сказал EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 16.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики