Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены

Слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены

На Евразийском экономическом форуме в Вероне обсудили будущее энергетики

Нефть останется ключевым энергоресурсом на горизонте 20–30 лет, заявил в ходе X Евразийского экономического форума в Вероне президент «Роснефти» Игорь Сечин. При этом многие современные технологии, такие как электрокары и ветряные электростанции, несут значительно большие риски для экологии, чем принято думать. В свою очередь, современный топливно-энергетический комплекс видит свое будущее в экологичном газе и в нефтехимии, которая должна к 2030 году начать потреблять больше нефти, чем транспортный сектор. Евразия, на которую приходится почти 70% мирового потребления энергии, может стать площадкой для нового витка развития нефтегазового рынка.

Углеводородные источники энергии не совсем прошлое, а альтернативные — не совсем будущее. Эта тема стала одной из центральных на проходящем в эти дни в Вероне экономическом форуме. Участие в нем приняли главы крупнейших мировых компаний топливно-энергетического сектора — Eni, Glencore International, CEFC Сhina Energy, Trafigura и «Роснефть». 

— Смею вас заверить, слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20–30 лет и дольше, — заявил Игорь Сечин.

При этом такая технология, как электромобили, возможно, не так эколологична, как принято думать, отметил он. 

— Форсированное развитие электромобилей, когда маржинальным источником электроэнергии во многих странах является угольная генерация, может привести к тому, что фактический экологический ущерб перехода на электромобили может оказаться значительно больше, чем «статус кво», — сообщил он. 

Как отметил Игорь Сечин, сегодня не полностью решены вопросы безопасного производства и утилизации компонентов электродвигателей, качества, долговечности, емкости и надежности работы аккумуляторов.

Эту точку зрения поддержал главный исполнительный директор Glencore International Айван Глазенберг. По его словам, массовое производство электромобилей также в разы повысит нагрузку на металлургию, которая оказывает заметное негативное влияние на экологию. 

— Сегодня мы производим 23 млн т меди. Мир должен будет произвести значительно больше, чтобы создавать электрокары в массовом режиме. Также это потребует значительного увеличения производства никеля и кобальта. Возможности для этого ограничены, — указал Глазенберг.

Электрокары — не единственная технология, которая может нести потенциальный вред для экологии. По словам Игоря Сечина, также доказано, что ветряные электростанции способны наносить ущерб окружающей среде.
 
— Германия имеет большие ветровые поля в Балтийском море. Но как только начинается шторм, их выключают и переходят на резервную генерацию. За всё это приходится платить потребителю. В Индии огромные ветровые поля. С точки зрения экологии большой вопрос — что полезнее, а что вреднее. Потому что вибрационная нагрузка на почву резко возрастает. В Индии ни птиц, ни червяков нет на этих полях, — рассказал глава «Роснефти».

Кроме этого, технологии альтернативной энергетики пока могут существовать лишь за счет колоссальных субсидий и не являются самоокупаемыми, подчеркнул он. Серьезные сомнения у участников рынка и по поводу сланцевых технологий. По данным недавнего отчета WoodMackenzie, у пяти крупнейших сланцевых производителей США (Continental, Devon, EOG, Newfield и Pioneer), которые объединены в синтетическую Tight Oil, наблюдаются существенные финансовые проблемы: в 28 из 29 кварталов с 2010 года они имели отрицательный чистый денежный поток. 

Конкуренция с альтернативной энергетикой одной стороны и высокий спрос на классические углеводороды с другой стали стимулом для кооперации глобальных производственных компаний в сфере ТЭК. Эта тема также стала одной из ключевых на форуме в Вероне. Глобализация процессов особенно заметна по «Роснефти», которая за последний год получила двух новых серьезных партнеров в качестве акционеров — Glencore и катарский инвестфонд QIA. Кроме того, до конца этого года ожидается закрытие сделки с китайской CEFC, которая планирует войти в акционерный капитал «Роснефти» на 14,16%.

По словам Игоря Сечина, общий уровень сотрудничества «Роснефти» с ведущими мировыми компаниями сейчас превышает $0,5 трлн. При этом стоимость проектов с зарубежными партнерами превышает $110 млрд. Поставки нефти и газа в Европу продолжат увеличиваться, а поставки нефти Китайской CEFC будут расти по 10 млн т в год. «Роснефть» также заявила о возможном увеличении своей доли в египетском проекте Zohr и возможности новых проектов в Индонезии. 

— Нам вообще нравится добывать нефть. Везде. И газ тоже. Во Вьетнаме, Бразилии, Мозамбике, США, — прокомментировал Игорь Сечин в ходе пресс-конференции экспансию корпорации на глобальном рынке. 

Партнер RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что потребность в нефти будет еще долго очень большой. 

— Я считаю, что по крайней мере до 2040 года 90% производства энергии будет приходиться на нефть, газ и уголь примерно в равных пропорциях и только 10% — на ядерную, гидроэнергетику и другие возобновляемые ресурсы, — отметил Михаил Крутихин.

По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, доля альтернативных источников энергии в глобальном потреблении пока остается на одном уровне. 

— При этом очевидно, что газ на сегодняшний день не менее экологичное топливо. С учетом того, что стоимость газа сейчас довольно небольшая, он конкурентоспособен заметно больше, чем возобновляемые источники. Последние прогнозы дают понять, что потребление углеводородов будет только расти, — прогнозирует он. 

По оценке эксперта, эра нефти и газа не подошла к завершению, и за счет роста спроса на газ и нефть она будет продолжаться еще как минимум несколько десятилетий. 

Автор: Алина Евстигнеева

Источник: Известия, 20.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики