Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Глава украинского Минюста Павел Петренко заявил, что после сегодняшнего решения хозяйственного суда Киева, взыскивать с Газпрома штраф можно посредством любого имущества должника.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Нынешние действия Украины являются продолжением их стратегии на максимализацию претензий к Газпрому. Причем если раньше Украина пыталась увеличить сумму своих претензий к Газпрому в рамках Стокгольмкого арбитража, то теперь претензии идут и по другим направлениям. Формально все эти суммы не могут быть суммированы, так как в Стокгольме судится Нафтогаз и Газпром, а нынешнее решение украинского суда лежит в рамках претензий Антимонопольной службы "незалежной" к Газпрому. Отдельным делом является претензии Украины к России по взысканию убытков от потери крымского Черноморнефтегаза.

Если рассматривать этот отдельный сегмент, касающийся нынешнего решения украинского суда, то важно понимать подоплеку. В прошлом году антимонопольная служба обвинила Газпром в том, что тот занимает монопольное положение в сегменте транзита газа. Это, конечно, абсурд, так как Газпром не занимается транзитом газа через Украину в принципе. Он нанимает для этого Укртрансгаз, которая и оказывает российскому концерну эту услугу. Поэтому формально судить нужно государственный Укртрансгаз. Но естественно, что никто этого делать не станет, так как цель первоначального иска была создать Газпрому долг перед Украиной. Тогда можно было бы изъять собственность Газпрома на Украине. У российского концерна таковой на Украине фактически нет. Киев сумел найти и арестовать только мелкие активы.

Самое главное, что проходящий транзитом в Европу через Украину газ принадлежит Газпрому. Точка сдачи-приемки газа находится в Австрии (для большей части транспортируемых объемов газа). Прошлый год был самым сложным для Украины с точки зрения подготовки к зиме. В ПХГ был исторический минимум газа, власти объявили ЧС в энергетики и т.д. Именно тогда был риск нехватки газа. В этом случае киевские власти встали бы перед выбором отобрать транзитные объемы (фактически украсть российский газ) или заморозить население, отключив отопление. Чувство политического самосохранения подсказывало, что нужно будет воровать российский газ. Для того, чтобы как-то красиво это оформить и был инициирован иск к Газпрому и искусственно создан долг. В счет погашения этого долга и предполагалось забрать транзитный газ. В этом году подготовка к зиме прошла лучше. Поэтому риски нехватки газа зимой меньше. Однако рычаг давления на Газпром в виде изъятия собственности, а именно транзитного газа Киев решил себе оставить.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 20.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики