Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дания готовит новый «сюрприз» для «Северного потока-2»

Дания готовит новый «сюрприз» для «Северного потока-2»

Получение компанией Nord Stream 2 всех разрешений на строительство "Северного потока-2" в I-II квартале 2018 года теоретически должно запустить строительство, но этому попытается помешать Копенгаген. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Сейчас Дания готовит законопроект, который может быть принят в начале 2018 года. Он введет нормы, что строительство трубопроводов в территориальных водах страны нужно рассматривать не только с точки зрения экологии, но также на соответствие экономическим и национальным интересам Дании. То есть разрешение должны дать не только правительственные экологи, но и МИД, и Минобороны.
 
После принятия этот закон "задним числом" Копенгаген планирует применить в "Северному потоку-2", чтобы заблокировать проект. Но здесь всплывет масса нюансов. Для начала, новые законы в принципе нельзя применять к ранее поданным заявкам – это двойные стандарты. С другой стороны, Дании придется доказать, что новый российский газопровод вредит ее национальным интересам", - отмечает специалист.
 
Сегодня в компании Nord Stream 2, занимающейся реализацией проекта "Северный поток-2", сообщили "Газете.Ru": все разрешения на прокладку газопровода компания намерена получить в первом-втором квартале 2018 года. Начало строительства запланировано уже на второй квартал 2018-го. Заявки, напомним, были поданы Швеции, Дании, Германии и Финляндии. Берлин заявил о готовности одобрить проект, в Хельсинки признали: юридических оснований для отказа нет.
 
"Если Дания все же успеет принять законопроект и решит применить его в нарушение действующих норм к ранее поданной заявке, "Газпром" может опротестовать эти действия. В этом случае Копенгагену придется многое объяснять. Например, почему уже действующий "Северный поток-1" не противоречит интересам страны, а второй параллельный трубопровод вдруг стал опасен. При этом "Газпром" станет прокладывать новую "трубу" в рамках тех же требований Дании, что строил предыдущую", - подчеркивает эксперт.

От ультиматумов к абсурду

"Северный поток-2" должен быть проложен по дну Балтийского моря рядом с уже проложенным "Северным потоком-1" в 2018 году и введен в эксплуатацию в 2019-м. Совокупная мощность обеих "труб" – 110 миллиардов кубометров газа в год. Предполагается, что второй газопровод вместе с европейской ниткой "Турецкого потока" позволит России избавиться от газового транзита по Украине, с которой в конце 2019-го у Москвы истекают контрактные договоренности. Киев не раз заявлял, что намерен существенно повысить цену транзита в новом договоре.
 
Еврокомиссия не перестает добиваться от Евросоюза мандата, чтобы вести переговоры с "Газпромом" на строительство "Северного потока-2". Глава этого органа Клод Юнкер на днях констатировал: у стран-членов ЕС нет особого желания делегировать такие полномочия. При этом Еврокомиссия прославилась тем, что стремится торпедировать российский проект, используя любые возможности. Еще летом Евросоюз ответил на попытки получить мандат категорическим отказом, но ЕК попыток не оставляет.
 
"Европейские противники строительства газопровода "Северный поток-2" предприняли уже все мыслимые попытки, чтобы заблокировать проект, и когда ничего не получилось перешли к абсурдным сценариям – законопроект Дании один из них. Но это пока последнее препятствие, которое может грозить проекту. И вряд ли оно станет серьезным барьером из-за юридических нарушений.
 
Чтобы получить мандат на переговоры по строительству "Северного потока-2", Еврокомиссии требуется согласие на это не только от всех стран Евросоюза, но и от самой России. Понятно, что сторонники прокладки газопровода в ЕС не склонны идти на поводу у ЕК. А согласие Москвы внезапно на такой шаг будет означать ее желание приостановить проект на неопределенный срок.
 
Последнее, что может грозить "Северному потоку-2" – введение Вашингтоном в действие августовского пакета антироссийских энергосанкций. В этом случае "Газпрому" придется решать вопрос с арендой корабля-трубоукладчика – собственных судов такого профиля у российской компании нет. А экономические ограничения не позволят заключать долгосрочные контракты с владельцами кораблей, так как будут превышены оговариваемые санкциями суммы", - заключает Игорю Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 20.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики