Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба раздора: «Оператор ГТС» как способ борьбы Порошенко за активы «Нафтогаза»

Труба раздора: «Оператор ГТС» как способ борьбы Порошенко за активы «Нафтогаза»

Процесс реорганизации газовой отрасли Украины и формирования филиала "Оператор ГТС" вызван только борьбой разных сил за активы и  сферы влияния, а доводы про соответствие европейским нормам - не более чем риторика. 
 
О том, что оператор газотранспортной системы Украины будет выделен в отдельную структуру в течение трех месяцев, заявил вице-премьер страны по вопросам энергетики Владимир Кистион.
 
"Отделение ГТС от "Нафтогаза" состоится в течение максимум трех месяцев", - отметил Кистион, добавив, что партнерами по развитию ГТС могут стать словацкая Eustream и итальянская Snam.
 
"Определенная работа уже проводится. Есть словацкая компания Eustream, присматривается Snam", - сказал вице-премьер. 
 
Ранее в начале месяца стало известно, что "Нафтогаз Украины" принял решение о внутренней реорганизации "Укртрансгаза"  (дочки "Нафтогаза") с целью создания в его структуре филиала "Оператор ГТС Украины". Реорганизация является этапом выделения функции оператора ГТС, предусмотренного постановлением правительства.
 
Формально, как говорил ранее ФБА "Экономика сегодня" директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, делается это для приведения своей газотранспортной инфраструктуры в соответствие нормам европейского законодательства, а это значит, что Третий энергопакет ЕС распространится и на Украину.
 
Напомним, что этот документ обязывает энергокомпании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставлять доступ к магистралям третьей стороне.Можно совмещать добычу и сбыт, но с транспортировкой совмещать нельзя.

Кабмин против "Нафтогаза"

Ссылки на европейские нормы являются в данном случае инструментом, который используют различные силы в стране для контроля над газовым бизнесом, поясняет ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Идет конфликт между правительством, подчиняющимся Порошенко, и руководством "Нафтогаза" (главой компании Андреем Коболевым и директором по развитию Юрием Витренко), назначенным еще Яценюком. Менеджмент "Нафтогаза" озабочен вопросом дележа активов, в частности, тем, как жить после 2019 года, когда закончится контракт на транзит. Может случиться, что по окончании контракта "Нафтогаз" вообще перестанет существовать. И куда пойдут эти менеджеры? Конечно, им хочется сохранить у себя какие-то активы. Для этого они пытаются заранее взять под контроль различные части "Нафтогаза", - говорит эксперт.
 
В частности, руководство компании предлагает сохранить под своим контролем "Укртрансгаз" - чтобы компания в дальнейшем занималась вопросами транзита, продажей газа внутри страны и т.д. В Кабмине же не хотят оставлять "Нафтогазу" такой широкий спектр полномочий.
 
Соответственно, отметил Митрахович, инициатива по реорганизации "Укртрансгаза" и создания отдельной структуры "Оператора ГТС" - как раз проявление тех самых намерений правительства вывести часть важных функций из-под контроля менеджмента "Нафтогаза".  

Рискованный бизнес

Озвученное вице-премьером Владимиром Кистионом возможное участие иностранных партнеров в развитии ГТС Станислав Митрахович оценивает скептически.
 
"Понятно, что западные инвесторы не будут спешить приходить на Украину независимо от проевропейских реформ газового рынка. Зачем им идти туда, где нет гарантий полноценной загрузки "трубы" после 2019 года? Быть партнерами в отдельных зонах - да, но входить в акционерный капитал сотнями миллионов долларов, чтобы быть акционерами ГТС без гарантий - значит, выкинуть деньги на ветер", - сказал эксперт.  
 
Автор: Игорь Скрыпач
 
Источник: Экономика сегодня, 23.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики