Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые газопроводы в ЕС: что ждет транзит газа через Беларусь и Украину

Новые газопроводы в ЕС: что ждет транзит газа через Беларусь и Украину

Продолжающееся строительство «Газпромом» новых газопроводов из России в ЕС – «Северного потока-2» и «Южного потока» – приведет к появлению незагруженных транзитных мощностей. Это значит, что транзит газа потенциально может сократиться по украинско-польскому или белорусско-польскому направлениям. Однако продолжение рекордного роста спроса в ЕС на «голубое топливо» из России может привести в будущем даже к строительству «Северного потока-3». 

Польша саботирует «Северный поток-2» 

В последнее время вновь разгораются страсти вокруг проектов по строительству газопроводов из России в Европу. На днях министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что проект по поставке азербайджанского газа в Европу – «Южный газовый коридор» (ЮГК) – позволит европейским потребителям диверсифицировать источники поставки газа. В целом верно: азербайджанский газ действительно придет в Европу. Но проблема в объеме.  Из 10 млрд. куб. м газа, на которые рассчитана пропускная способность газопровода, 8 пойдут в Италию, по одному – в Грецию и Болгарию.

Ранее акционеры проекта разработки месторождения Шах-Дениз на шельфе Азербайджана планировали увеличить мощность газопровода в Европу до 20 млрд. куб. м. Но сейчас Баку испытывает проблемы с добычей газа. Производственных мощностей не хватает, чтобы одновременно исполнять экспортные контракты и снабжать внутренних потребителей. В итоге Государственная нефтяная компания Азербайджана договорилась с «Газпромом» о закупке до 5 млрд. куб. м российского газа в год. Так что перспективы роста экспорта из Азербайджана весьма туманны.

Показательно, что «Южный газовый коридор» решила прорекламировать именно Польша. Страна – давний противник российского проекта «Северный поток-2». Именно польский антимонопольный регулятор заблокировал создание СП «Газпрома» и европейских компаний для реализации проекта строительства нового газопровода по дну Балтийского моря.

Нынешние заявления Ващиковского – не свидетельство его заботы об энергобезопасности ЕС, а попытка привести еще одно доказательство ненужности «Северного потока-2». Но аргумент явно неудачный, так как российский проект и ЮГК будут работать на разных рынках.

Причем азербайджанский газ ни при каких обстоятельствах до Польши не дойдет. 

География поставок в Европу 

Постоянные выступления Варшавы против российских газовых проектов зачастую объясняют страхом Польши потерять транзит сырья по своей территории. Но это не так. Транзит через Беларусь и Польшу сохранится при любом раскладе. Поэтому обе страны могут спать спокойно.

В 2016 г. «Газпром экспорт» поставил в европейские страны 178,3 млрд. куб. м газа. Из них 146,2 млрд. – в страны Западной Европы и Турцию и еще 32,1 млрд. куб. м – на рынки Восточной и Центральной Европы. Для доставки газа потребителям использовалось четыре маршрута:

• «Северный поток» (приходит в Германию). Загрузка газопровода в 2016 г. составила 80% - 43,8 млрд. куб. м газа из 55 млрд. полной пропускной способности.

• ГТС Украины (включая южную ветку на Турцию). Транспортировка в 2016 г. составила 82,2 млрд. куб. м газа.

• По территории Беларуси проходит транзитом около 40 млрд. куб. (32,9 млрд. куб. м газа в год – газопровод «Ямал – Европа», 7,1 млрд. куб. м – другие газопроводы на территории республики).

• «Голубой поток» - морской газопровод из России в Грузию.

Транзит российского газа через Беларусь 

Отказываться от белорусско-польского маршрута транзита газа «Газпром» не станет по нескольким причинам.

Во-первых, это один из наиболее выгодных с экономической точки зрения маршрутов. Тем более, «Газпром» является собственником газопровода на территории Беларуси.

Во-вторых, из-за сокращения добычи газа в Северном море дополнительный спрос на газ возникает именно в северо-западной Европе, куда доставлять газ удобно прежде всего по белорусскому маршруту.

В-третьих, даже при реализации всех новых газопроводных проектов «Газпрому» не удастся отказаться не только от белорусского маршрута, но и от украинского.  

Транзит российского газа через Украину 

Последний тезис стоит рассмотреть подробнее. «Газпром» строит два новых газопровода: «Северный поток-2» мощностью 55 млрд. куб. м газа в год и «Турецкий поток» – две нитки суммарной мощностью 31,5 млрд. куб. в год. То есть в случае реализации обоих проектов «Газпром» получит возможность прокачивать в Европу дополнительно 86,5 млрд. куб. м газа в год.

Однако есть несколько нюансов. Есть неопределенность со второй ниткой «Турецкого потока» (15,75 млрд. куб. м в год). Первая будет снабжать турецких потребителей тем газом, который ранее шел транзитом через Украину и Болгарию. А вот куда и на каких условиях пойдет вторая нитка «Турецкого потока», непонятно. Пока она строится в Турцию, а к моменту готовности «Газпром» рассчитывает договориться об участке на территории ЕС. В идеале концерну хотелось бы построить ее по старому маршруту «Южного потока» – через Болгарию, Сербию, Венгрию и завести в Австрию, где сейчас расположена точка сдачи-приемки газа (хаб Баумгартен).

Вторая оговорка – в октябре Высший земельный суд Дюссельдорфа разрешил «Газпрому» загрузить 90% мощностей газопровода OPAL (одно из двух продолжений «Северного потока» в Германии). Это позволит «Газпрому» прокачивать по «Северному потоку» дополнительно примерно 10-12 млрд. куб. м. Итого максимальная прибавка транспортных мощностей «Газпрома» к концу 2019 г. составит примерно 98,5 млрд. куб. м.

При сохранении объемов экспорта российского газа на уровне 2016 г. новые мощности позволили бы полностью отказаться от использования украинской ГТС, и еще часть трубопроводных мощностей оказалась бы недозагружена. Профицит транспортных мощностей составит 16,3 млрд. куб. м газа в год.

Однако за период с 1 января по 15 октября 2017 г. «Газпром» нарастил экспорт газа в дальне зарубежье на 10,3%. Если предположить, что темпы сохранятся до конца года, значит, в 2017 г. экспорт газа вырастет на 18,4 млрд. куб. м до 196,7 млрд. куб. м. 

«Северный поток-3» 

Если столь высокий спрос на российский газ сохранится в долгосрочной перспективе, то «Газпрому» для транзита газа в Европу придется использовать украинскую ГТС либо строить новый обходной газопровод. Зампред правления Александр Медведев уже пошутил насчет необходимости реализации проекта «Северный поток-3».

Однако целесообразней сейчас было бы не нервировать европейские власти разговорами о новых газопроводах. Недавно зампред Еврокомиссии по вопросам Энергосоюза Марош Шефчович заявил, что ЕС хотел бы получать российский газ по трем маршрутам, а не по двум, а значит, «Газпром» должен сохранить транзит через Украину после 2019 г. В ответ можно было бы предложить устраивающий всех вариант: европейцы должны наращивать закупки российского газа, и тогда даже новых газопроводов не хватит, чтобы оставить Украину без транзита.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 22.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики