Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Украине газовая труба превратилась в национальную идею (аудио)

На Украине газовая труба превратилась в национальную идею (аудио)

Киев не исключил возможности вернуться к закупкам российского газа.

Гость - гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Ведущий - Павел Анисимов.

СИМОНОВ: У меня возникло полное ощущение, что труба превратилась в национальную идею на Украине. Совершенно четко там было сказано, что "трубу мы отдать не можем, потому что в этой трубе - вся наша государственность", как игла Кощея; то есть вот она превратилась в иглу Кощея. На полном серьезе там стали говорить: "Если мы пустим "Газпром" в акционерный капитал украинской ГТС, мы потерям страну". То есть это было объявлено национальным супердостоянием, от которого - руки прочь! В каком состоянии оно находится? Это никого не волновало.

Ну, и, конечно, у нас началась одна, другая, третья история, после 2009 года ситуация зашла уже слишком далеко. Но и до этого, кстати, когда уже принималось решение по "Северному потоку-1", оно как раз во многом было связано с тем, что мы осознавали, что Украина генерирует достаточно серьезные риски и технологические, и политические, нам нужно строить обходные маршруты.

Еще раз повторяю, 20 лет назад это предложение вполне могло бы обсуждаться. Но сейчас, когда мы построили "Северный поток -1", начинается строительство "Северного потока -2", "Турецкий поток" - там более 400 километров построено по двум ниткам, то есть когда мы уже реализуем…

Предлагали-предлагали, 20 лет ждали, начали строить. Ребята осознали, что у нас контракт транзитный заканчивается в 10 утра 2020 года! Да, они понимают, что закончится контракт, и ситуация с транзитом… Европейский союз - он всячески уговаривает нас сохранить транзит через Украину. Пока официальная позиция "Газпрома" заключается в том, что мы готовы сохранить. Но сколько сохранить? Мы говорим: "15 миллиардов кубов". Но чтобы украинская система могла хоть как-то функционировать, зарабатывать, вкладывать деньги в ремонт, нужно, чтобы транзит был минимум 25-30 миллиардов. Минимум. Иначе смысла нет никакого.

Но возникает вопрос: почему мы должны гарантировать такой объем прокачки, если нас все время кормили какими-то обещаниями, шантажировали нас все время, постоянно намекали на создание каких-то проблем и создавали эти проблемы, как в 2009 году? И теперь, когда мы уже от этого устали, когда уже есть варианты фактически ликвидации Украины как транзитной страны, причем эти варианты не только политически мотивированы, они мотивированы и финансово, потому что транзит сегодня по "Северному потоку" "Газпрому" обходится дешевле, чем транзит через Украину. Там даже тариф дешевле получается. Это при том, что он платит сам себе и возвращает эти инвестиции. И, естественно, эта схема - она более коммерчески привлекательна.

И когда у нас появляются коммерчески более привлекательные схемы, когда мы убираем риски благодаря этим схемам, появляется Порошенко и говорит: "Ребята, не хотите газ продавать на этой границе? Давайте мы сохраним…". 

Мы понимаем его логику. Украина, как вы знаете, сейчас реализует курс на полный разрыв отношений с российской экономикой. Кроме трубы! Вот это - тоже интересно. Он говорит: "Мы не будем торговать со страной-оккупантом, мы отказываемся от всего!" – "А от трубы? " – "Нет, от трубы мы не отказываемся!".

Полностью слушайте в аудиоверсии. 

Источник: Вести ФМ, 23.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики